ТОП 25 приемов мнемотехники для взрослых и детей Читай Быстро

ТОП 25 приемов мнемотехники для взрослых и детей Читай Быстро

Мнемотехника для развития памяти взрослых: 7 эффективных упражнений для мощного ума

Привет-привет, дорогие посетители блога! С вами Людмила Редькина. Считали ли вы когда-нибудь феноменальную память шарлатанством? Не так давно смотрела передачу “Круче всех”, где маленькие дети запоминали число Пи, угадывали ячейки с разными цифрами, решали огромное количество примеров за доли секунд! В это трудно поверить, но все-таки это возможно! Ох, интересная сегодня тема нас ждет – поговорим о том, что такое мнемотехника для развития памяти взрослых, расскажу о 7 упражнениях, которые помогут запоминать много информации за ограниченное время.

Что такое мнемотехника и чем она полезна

Начнем с непонятных слов, так уж нужно, чтобы понять важные вещи.

Мнемотехника – это методы, которые позволяют вам очень хорошо запоминать любую информацию. Такие техники созданы на основе психологии человека и его восприимчивости. Методы помогают запомнить день рождения тещи и мамину девичью фамилию, ну и еще массу нужных дат, адресов, цифр и т. д.

Мнемонических приемов много, их разрабатывали на основе разных особенностей человека. Одному лучше схемами мыслить, другой их ненавидит, но картинки запоминает на ура, а третьему что ни вдалбливай, все без толку. Но мнемоника объединяет всех-всех людей, подстраиваясь под каждого. Поэтому будьте уверены, что, используя эти методы, хуже точно не будет!

Так, остановитесь на минутку. Прежде чем мы перейдем к упражнениям, ответьте себе на простой вопрос: “А зачем эта мнемотехника мне нужна?” Понятно, что человек – существо ленивое и учиться чаще всего не хочется, нам проще все записать, сфоткать, заскринить. Но есть моменты, когда запомнить надо кровь из носу, а вот память подводит. И таких моментов, как назло, довольно много:

  • учеба в университете, когда нужно запомнить огромное количество текста за последнюю ночь перед экзаменом;
  • изучение иностранного языка, когда трудно запомнить happy или happi, table или teibl ну и так далее;
  • спикеры и ведущие вообще должны поблагодарить умных людей за такие техники, ведь не будь этих методов, выступления были бы под угрозой срыва, тут как бы с волнением справиться, а еще и тексты запоминать;
  • даже во время курсов обучения вождению на авто требуется мнемотехника – как ведь запомнить все перекрестки, знаки и цифры?!

В общем, мы с вами определились, что мнемоника нужна во многих профессиях, ситуациях жизни. Поэтому освоить ее желательно каждому.

Упражнения

Вот, наконец, мы с вами перешли к самому интересному и полезному – практике. И да, полезный совет: важно не количество времени, которое вы потратите на одну тренировку памяти, а именно регулярные занятия. Старайтесь каждый день заниматься по 10–15 минут, тогда вы быстро увидите результат.

Кодирование букв цифрами

Это древнейшая мнемотехника. Ее смысл в том, чтобы букву зашифровать цифрой. Например, 1 – раз – буква “Р”, 2 – два – “Д” и так далее до 9. Но саму девятку назовем “М” – много.

Таким способом можно зашифровать одно слово, а можно – даже целое предложение. Например, возьмем число 583 567: 5 – “п”, 8 – “в”, 3 – “т”, 6 – “ш”, 7 – “с”. Разобьем по парам 58-35-67. Теперь кодируем в слова. Первая цифра в паре соответствует первому слогу, вторая – второму: ПоВтор ТолПы ШеСть раз. Принцип кодирования вы поняли, да?

Ассоциации

Наш мозг устроен очень сложно и интересно. Часто, чтобы запомнить какую-то мелочь, важно ее с чем-то сравнить. Например, вы хотите запомнить имя потенциального работодателя, но, проблемка, на имена-то у вас память отшибает… И вот перед вами Элеонора Евгеньевна. Ну как это запомнить?!

И тут включается главный процессор: итак, Элеонора… Вспоминаем, например, любимую книжку из детства “Волшебник изумрудного города” с героиней Элли, присоединяем “нора”, вы летом видели из норы торчащий нос барсука. И вспоминаем смешного дедушку Женю – соседа, который гонял вас по двору… Сопоставляем: безоблачное детство, Элли, нора, дед Женя. И, опля, получаем: ЭлеоНора Евгеньевна!

Такими же ассоциациями можно запоминать что угодно. Сюда же приписывают “метод вешалок”: на одну цифру “цепляют” в памяти несколько слов, которые запоминают. Например, 1 – слон, актер, отец, 2 – ехать, смотреть, 3 – Виктор, Федор, 4 – Добронравов, Воля, Иванов. Что получается? Когда нужно запомнить “смотреть актера Федора Добронравова”, запоминаем комбинацию цифр 2134.

Придумываем рифмы

С рифмой все запоминать намного легче. Еще с детства в школе мы учили стихи, чтобы развивать память. Если вам нужно запомнить что-то, постарайтесь это переложить на рифму: вчера пять пельменей съели, сегодня сели, похудели, завтра вместе мы опять пойдем пельмени покупать. Шутка, конечно, но хозяйкам можно так целый список запоминать!

Или: мне пассатижи покажи, отвертку дай и винт держи, чтоб дрель я завтра не забыл, все заново я повторил… Это на случай, если на работу нужно взять пассатижи, отвертку, винт и дрель.=)

Вы учили когда-нибудь акростих? Это когда стих начинается из первых букв, составляющих слово. Например:

Уже глаза становятся мокрее,

К тому же чешется в носу сильнее.

Это тоже мнемотехника, которая помогает запоминать смысл, списки, характеристики и т. д.

Фонетические ассоциации

Этот метод помогает запомнить новые слова на другом языке. Вы находите созвучное слово и составляете с ним предложение, стих или словосочетание. Приведу пример из жизни. Мой сын долго не мог запомнить слово living room – гостиная. Я ему объяснила, когда идет ливень, хочется сесть в гостиной и пообщаться за чашкой чая. С той поры “ливень рум” – ассоциация к слову “гостиная” на английском языке.

Этот метод хорошо применим для начинающих, желающих запомнить как можно больше слов. Есть данные, что за один час занятий взрослый человек может запомнить до 50 слов по такому методу.

Шаг за шагом, упражняясь такими методами, вы эффективно развиваете память, к тому же это происходит за короткий промежуток времени.

Метод истории

Это уже давно известный метод, упражнение для запоминания. Суть его в том, что слова, которые вам нужно запомнить, вы составляете в одну историю. Смешные истории вообще составляются на ура! Но здесь есть один минус – большой объем информации запомнить сложно.

Привожу пример. Нужно запомнить слова: компьютер, носки, шкаф, грязь, батареи, пельмени, девочка, бык. И вот вы начинаете фантазировать.

Девочка Леночка возвращалась со школы домой. На улице смеркалось, она торопилась, как вдруг – кааак ляпнет в грязь! Леночка угодила туда ногами до самых щиколоток так, что сапоги и даже носки были мокрыми и грязными.

Пришла она домой и сразу положила обувь в шкаф, а носки положила на батареи, и побежала кушать. На ужин были вкуснейшие пельмени, Леночка наелась, как бык. День закончился быстро, но она все-таки успела немного поиграть на компьютере.

Повторения

В погоне за улучшением памяти и работы мозга не забудьте про повторения – это самое распространенное упражнение, помогающее что-то запомнить. Мы так учим стихи, тезисы, отрывки из книги.

Открою секрет: ученые уже давно обнаружили способ максимально эффективного запоминания с помощью повторений! Вам нужно выучить текст, затем через 15–20 минут его повторить. Второе повторение – через 6–8 часов, а третье – через сутки.

Ментальная арифметика

И немного об этом способе. Сейчас такая арифметика очень распространенная среди родителей, которые хотят вырастить из своих детей гениев. Ментальная арифметика пришла к нам из Японии, и это действительно очень действенный способ быстро вычислять громадные примеры.

Читайте также:  Можно ли кормящей маме при гв варенье и какое

Дети учатся решать примеры на специальных счетах. Запоминая расположение счетов, комбинации пальцев, они в уме при вычислении уже не цифры складывают, а просто пальцы представляют и переставляют их. Освоить такой счет можно за 2 года максимум – год на сложение, вычитание, год – на умножение и деление. Почему дети? Потому что наш мозг уже заточен на вычисление цифр, а не на комбинации пальцев.

Видео о техниках и упражнениях мнемотехники поможет вам всю информацию “разложить по полочкам” и понять, как работает каждый метод.

Онлайн-курс “Мнемотехники”

  1. Овладеть мнемотехниками и использовать их в повседневной жизни.
  2. Запоминать сколько угодно нужной информации.
  3. Быстрее и легче учить иностранные языки.
  4. Эффективнее обучаться во всех жизненных направлениях.
  5. Запоминать номера телефонов на слух.
  6. Мгновенно учить стихотворения.
  7. Поражать знакомых своими способностями.
  1. 7 онлайн-тренажеров на мнемотехники.
  2. Набор ключевых методик запоминания.
  3. Вводный и финальный тесты.
  4. Программу развития памяти.

Стоит обучение 920 руб.

Если курс вам не понравится, вам вернут деньги в течение 7 дней.

На нашем блоге есть статья-обзор на Викиум, прочитайте:

Ну что, учимся?

Заключение

Эффективность мнемотехники доказывают разные исследования, и наблюдения простых людей говорят нам, что мнемотехники реально работают! Да я и сама на себе это проверяла. Особенно метод историй и упражнение ассоциаций.

Нам будет очень интересно, если вы напишете в комментариях о своем опыте и результатах использования мнемотехник. А также если статья вам помогла узнать что-то новое, делитесь ею со своими друзьями! А я прощаюсь с вами до новых встреч!

Мнемотехники на практике

Человеческий мозг использует только 10% своих способностей, остальная часть потенциала мозга остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память и который может запоминать огромное количество бессвязной информации, не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга.

Практическое применение мнемотехник

Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.

Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.

Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.

Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.

Приемы мнемотехники позволят вам увеличить объем новых иностранных слов в двое. Изучив английский язык, можно с легкостью использовать его, как матрицу для запоминания слов немецкого или другого языка.

Немного информации о самом механизме памяти

Память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд.

Затем информация кодируется в когнитивные структуры(смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.

Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира.

Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при бесперерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.

Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.

Школьные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимании материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации.

Быстрому усвоению новой информации способствует уже знакомая информация, которая имеет какое-либо отношение к ней. Например, если человек изучает медицину или психологию, то новые сведения о болезнях или психических расстройствах лягут в тот же самый контекст поблизости. Информация ассимилируется в те же самые ячейки памяти, что и прежде освоенные знания.

Такое быстрое освоение новой информации обусловлено тем, что в нашем сознании уже имеются готовые обобщения – понятия, нужный набор ассоциаций, на которые нанизываются другие.

Психические факторы, способствующие лучшему запоминанию и обучению

Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.

Для лучшего понимания информации старайтесь организовать её в логичную структуру по типу дерева. Более общее знание (слово, понятие) можно использовать, как ствол дерева, а далее от него по принципу веток приращивать более конкретные. Если вы учите слова, старайтесь объединить их в одно семантическое поле. Или по степени абстрактности (например, дата основания Вологды 1147 год – Вологда, основание, дата, 11 47).

Естественный язык нашего сознания

Любой символьный язык (язык математики, язык родной речи) является искусственно созданной системой коммуникации. Ребенок, который не умеет читать и писать до какого-то времени, запоминает все с помощью картинок – образов. Поэтому самым естественным для человеческого сознания является образ. Это тот самый непосредственный код для запоминания.

Наше сознание воспринимает всю информацию в образной форме. Образ предметов, цифр, слов появляется в нашем сознании намного быстрее чем включаются понятийные структуры и мышление. Удержанный образ в памяти на какой-либо стимул, без наблюдения самого реального объекта называется представлением.

Таким образом, мнемотехники для запоминания направленны на:

  • максимальное развитие образного мышления;
  • создание устойчивых опорных ассоциаций;
  • увеличение времени концентрации сознания(внимания).

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам мнемотехник по индивидуальной программе

Тренировка внимания

Упражнение 1.
Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.

Упражнение 2.
Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле. Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.

Упражнение 3.
Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.

Манипуляция с образами. Основные приемы мнемотехник

Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета, по толщине.

Читайте также:  Я вышла замуж за импотента!

Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом, и при необходимости вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из ключевых. В этом случае мозг выдаст на стимул весь запомнившийся в образах материал.

Прием наложения образов

Существует методика создания матрицы наложением образов. Создается связка, которая позволяется вспомнить слабые связи между стимулом и запоминаемой информацией. Такой мнемонический прием используется для изучения иностранных слов. В этом случае накладываются образы разных модальностей – визуальный и акустический.

Прием увеличения и уменьшения образов

Необходимо взять более сложный образ и поместить туда более простой. Сложный образ при необходимости можно уменьшить. Например, представить себе градусник, рассмотреть его детально: деления, цифры, ртутный столбик. Увеличиваем ртутный столбит и на него можно повесить ведро. Затем все мелкие детали свернуть обратно до нормальных размеров.

Прием трансформации образов

Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно.

Мнемотехника и приемы запоминания

Создание искусственных ассоциаций

Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.

Естественные ассоциации

Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.

Символизация

Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:

  • символ мира — голубь;
  • символ смерти — череп;
  • и так далее.

Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.

Запоминание числовой информации

Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:

  • 1 – карта;
  • 2 – стакан;
  • 3 – птица.

Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:

  • 0 – можно обозначить как часы, глобус, которые имеют круглый контур напоминающий данную цифру.
  • 1 – свеча, карандаш, гвоздь;
  • 2 – лебедь, шахматный конь;
  • и так далее.

Эйдетика

От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.

События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.

Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.

При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия (эндорфина). Происходит закрепление материала в структуре мозга.

Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.

Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно.

В целом, использование мнемотехник первое время для вас будет некоторой дополнительной мыслительной работой, но это именно то, что нужно — в итоге вы будете формировать те мыслительные образы, которые сможете успешно запоминать. Со временем и с улучшением навыков, применение мнемотехник будет даваться просто, а результат будет более гарантированным. Как мы отмечали выше, залог успеха в регулярных тренировках. Тренируйтесь для достижения успеха.

m2650

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго Западный государственный университет»

Кафедра «Философия и социология»

Современные социологические теории

Методические указания по выполнению письменных самостоятельных работ для студентов направления подготовки

39.03.01 (040100.62, 040100.68) Социология

Составитель: Л.В. Килимова

Рецензент Кандидат социологических наук, доцент О.А. Ветрова

Современные социологические теории Текст: методические указания по выполнению письменных самостоятельных работ / Юго-Зап. гос. ун-т; сост.: Л.В. Килимова; Курск, 2014. 53 с.: прилож. 5.

Методические указания содержат общие положения, методические рекомендации к самостоятельной работе студентов, рекомендации по выполнению таких письменных работ, как реферат, презентация, мнемокарта, конспект, контент-анализ, эссе, научная статья, а также приложения.

Методические указания соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту направления подготовки: 39.03.01 (040100.62, 040100.68) «Социология»,

рабочему учебному плану и рабочей программе.

Текст печатается в авторской редакции

Подписано в печать

.Формат 60х84 1/16.

Тираж 100 экз. Заказ . Бесплатно.

Юго-Западный государственный университет.

305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

2. Методические рекомендации к самостоятельной

9. Научная статья ……………. 24

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Титульный лист ………………………. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Структура реферата .

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Библиографическое описание литературы .

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Пример презентации ……………..……. ….47

ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Мнемокарта «О многомерности человека и

1. Общие положения 1.1. Роль и значение дисциплины для студентов.

Дисциплина «Современные социологические теории» читается в базовой части профессионального цикла дисциплин, является неотъемлемой частью курса по истории социологии и его логическим продолжением. Курс «Современные социологические теории» нацелен на приобретение студентами знаний о развитии теоретической социологической мысли современного периода, начиная с 60-70-х гг. ХХ в., объясняющей социальные явления и процессы в современном обществе. Изучение курса «Современные социологические теории» дает студентам знания о современном состоянии по фундаментальным теоретическим направлениям социологии. Данная дисциплина развивает у студентов способности к анализу развития социальных процессов, а также выступают важнейшими условиями формирования мировоззрения и активной жизненной позиции будущих социологов. «Современные социологические теории» взаимосвязана с изучением основ социологии, истории социологии, философии. Взаимодействуя с другими социально-гуманитарными науками, «Современные социологические теории» как дисциплина имеет свой специфический предмет исследования. Знания и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий, имеют значение для других гуманитарных и социальноэкономических наук.

1.2. Цели и задачи изучения курса.

Целями изучения дисциплины являются:

адекватно представить современные теории в контексте целостности и единства дисциплины, подчеркивая преемственность и поступательность развития социологического теоретического знания.

сформировать общие представления о современных зарубежных и отечественных концепциях;

расширить знания студентов по теоретической социологии

и систематизировать полученные знания о концептуальном аппарате и основных объяснительных моделях социологии.

В соответствии и поставленными целями курса предполагается решение следующих задач:

проанализировать и показать основные принципиальные различия отдельных социологических школ и концепций;

рассмотреть особенности предмета, методологии современных социологических теорий, показать принципиальное отличие социологических концепций;

освоить понятийный аппарат дисциплины «Современные социологические теории»;

сформировать навыки анализа и применения тех или иных современных социологических теорий.

1.3. Знания, умения и навыки

Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студент должен знать:

основные классические и современные социологические теории и школы;

структуру и понятийный аппарат современной социологической теории;

закономерности функционирования и развития общества, тенденции и направление социальных изменений в современном глобальном мире;

Читайте также:  Примерная диета и меню на день при панкреатите или холецистите

основные теоретические модели и методы исследования, описывающие социальное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях .

Умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения дисциплины:

производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях с точки зрения современной социологической теории;

выдвигать теоретические модели для решения научных и учебных проблем, научно-исследовательских задач;

использовать теоретические конструкты для интерпретации результатов эмпирических исследований, вторичного анализа существующих социально-экономических данных, формулировать

исследовательские проблемы при решении фундаментальных и прикладных задач с использованием современных теоретических концепций.

общей логикой современных социологических теорий;

основами социологического анализа;

способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике;

навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу.

2. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Самостоятельная работа студентов является составной и важнейшей частью изучения учебных дисциплин в вузе. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента. Эффективное использование возможностей этой формы работы формирует у студентов более глубокое усвоение знаний и творческое овладение методами научного анализа.

Специфической формой организации самостоятельной работы студентов являются письменные работы, которые способствуют углубленному изучению теории, формируют навыки работы с книгой, с первоисточниками, а также навыки обобщения и изложения изученного материала. В связи с этим к письменным работам студентов предъявляются определенные требования. Письменная работа представляет собой своеобразный отчет о проделанной самостоятельной работе студента над изучением тех или иных тем либо проблем, свидетельствующая о знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе обучения, а также компетенциях, сформированных при решении социальных проблем.

Среди основных видов письменной самостоятельной работы студентов традиционно выделяют: составление мнемокарт, карт причинно-следственных связей, системных карт; подготовка к

презентациям и докладам; написание рефератов, эссе; решение кейсов и ситуационных задач; проведение деловых игр; написание научной статьи.

Студентам, изучающим курс «Современные социологические теории» необходимо прослушать курс лекций преподавателя. Во время лекций преподаватель знакомит студентов с сутью современных социологических теорий, показывает основные принципиальные различия отдельных социологических школ и концепций, знакомит с методическими материалами, необходимыми для изучения курса. Особое внимание уделяется учебной, методической и научной литературе по изучаемой дисциплине.

При выполнении самостоятельных практических работ студент может обратиться к преподавателю за консультацией по прорабатываемой теме и ходу выполнения того или иного вида самостоятельной работы. В условиях развития и повсеместного использования информационных технологий студент должен обладать навыками и умениями ориентироваться в информационном потоке, находить необходимую информацию по данной отрасли знания, анализировать ее и обобщать.

Для выбора необходимой литературы при самостоятельном изучении отдельной темы учебного курса следует обратиться в справочно-библиографические отделы библиотек вуза и города, где имеются различные каталоги, в том числе электронные, библиографические справочники, тематические аннотированные указатели литературы, издания библиографического характера, необходимые для быстрого поиска литературы по той или иной теме.

Студенту следует помнить, что используемая литература при изучении курса должна отвечать определенным требованиям: быть научной и достоверной. В целом литературу можно найти в библиотеке университета по тематическим каталогам. Кроме того, дополнительные источники по проблемам данной науки можно найти в электронных библиотеках, расположенные в интернете, на серверах многих вузов, социологических центрах. Важнейшими справочными источниками для изучения курса являются публикации в научных социологических журналах, монографии

ученых-социологов, а также материалы, расположенные на порталах научных социологических сообществ, в том числе Института социологии РАН.

Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю), представляет собой краткое изложение в письменном виде содержания научных работ, результатов исследования научной проблемы и т.д., включающее основные положения, фактические сведения и выводы, позволяющее кратко раскрыть изучаемую проблему. Реферат пишется по определенной теме, используя актуальную информацию из одного или нескольких источников. Это самостоятельная исследовательская работа, позволяющая раскрыть суть изучаемой темы. Реферат должен отражать различные точки зрения исследуемой проблемы, выражая собственное мнение автора работы. [7]

По своему типу рефераты подразделяются:

1. По полноте изложения информации: 1.1.Рефераты-конспекты (информативные). 1.2.Рефераты-резюме (индикативные).

2. По количеству первичных источников: 2.1.Монографические.

3. По назначению: 3.1.Общие. 3.2.Специализированные.

4. По характеру подачи материала: 4.1.Продуктивные. 4.2.Репродуктивные.

Информативные рефераты представляют в обобщенном виде содержание первоисточника, т.е. отраженные в документе положения, иллюстрирующие информацию, сведения, факты, представленные в нем.

Индикативные рефераты содержат лишь некоторые положения первоисточника, связанные с проблемой, раскрываемой в реферате. По объему данный тип реферата на несколько порядков

меньше информативного в связи с тем, что отражает лишь основную суть изучаемой проблемы.

Монографические рефераты составляются на основе одного литературного или научного источника на заданную тему.

Обзорные рефераты пишутся на базе нескольких источников по одной исследуемой тематике.

Общие рефераты направлены на широкий круг слушателей.

Специализированные рефераты ориентированы на узкоспециальную аудиторию определенной сферы деятельности.

Продуктивные рефераты предполагают критический анализ изучаемого материала, осмысление полученной информации и отражение мнения автора.

Репродуктивные рефераты лишь воспроизводят содержание первоисточника, без дополнительного авторского анализа и отражения собственной точки зрения.

При составлении реферата цель студентов – донести точку зрения автора (авторов) на рассматриваемую проблему.

Работая над рефератом, необходимо помнить, что его содержание в обязательном порядке должно:

раскрывать обоснование темы, опираясь на знание актуального состояния рассматриваемой проблемы;

содержать подтвержденные факты и результаты;

отражать ссылки на источники (исследования ученых), изучавших данную проблему;

предоставлять материалы, подтверждающие практическое или научное значение исследуемой проблемы.

Структура реферата включает в себя следующие компоненты: 1) титульный лист , на котором указывается название учебного учреждения, название факультета и кафедры, тема (прописными буквами, без кавычек и точки в конце), фамилия, имя, отчество и группа студента, выполняющего работу, фамилия, имя, отчество и должность преподавателя, проверяющего работу,

место и год написания работы; 2) содержание , представляющее собой план письменной

работы (может быть как простым, так и сложным), в котором перечислены все основные разделы работы в порядке их изложения, и соответствующие им в тексте номера страниц;

3) введение (не нумеруется) – общая характеристика проблемы, включающая в себя актуальность исследуемой проблемы, ключевые слова, теоретическая проработанность темы (указываются ученые, исследующие данную проблему);

4) основная часть, раскрывающая суть исследуемой проблемы, анализ точек зрения различных авторов на нее, основные позиции (направления), важные для раскрытия темы, оригинальные замечания автора работы;

5) заключение, содержащее основные выводы, заключительные характеристики по исследуемой проблеме, отражающее собственную позицию автора работы, ценность работы в научном аспекте;

6) список используемой литературы , включающий все источники с которыми работал автор при выполнении письменной работы, оформленные в соответствии с требованиями ГОСТа, и обязательными ссылками на эти источники в тексте реферата.

При осуществлении работы по выбору источников, используемых в самостоятельной работе следует учитывать такие критерии, как достаточная актуальность темы; представление классического мнения, которое требуется знать студентусоциологу; новизна исследуемой проблемы; доступность источника для студента.

Содержание реферата не должно сводиться к простому конспектированию используемых источников. От студента, составляющего реферат, требуется представить в своей работе суть идей авторов, проанализировав и обобщив представленную в источниках информацию. Изложение материала должно соответствовать строгой логике, содержать оценочные суждения автора реферата, например, «нельзя не согласиться…», «автор удачно иллюстрирует…» и т.д.

При написании реферата используются типовые речевые обороты, например, «уделяется особое внимание», «важное значение имеет», «исследуемая проблема», «поднимается вопрос», «освещаемый вопрос», «делаем следующие выводы» и т. п. Стилистическим особенностям реферата присущи неопределенно-

Ссылка на основную публикацию
Тонические и клонические судороги отличия, классификация
Что такое клонические и тонические судороги и чем они отличаются Клонические судороги характеризуются сильнейшими сокращениями мышц, которые возникают внезапно и...
Техника введения инсулина
Алгоритм выполнения подкожной инъекции инсулина I. Подготовка к процедуре: 1. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии...
Техника забора крови из пальца как правильно, правила, алгоритм, методика
Алгоритм забора крови из пальца При обращении к врачу в случае заболевания или для прохождения профилактического осмотра, назначают ряд лабораторных...
Тонкоигольная биопсия щитовидной железы под контролем УЗИ платно в Центральной поликлинике Литфонда
Пункционная биопсия щитовидной железы Часто встречающееся заболевание щитовидной железы – это образование узлов в железе. Чтобы убедиться в том, что...
Adblock detector