Текст клятвы Гиппократа (с комментариями)

Текст клятвы Гиппократа (с комментариями)

Медицинская этика Гиппократа. Клятва Гиппократа и её дальнейшие модификации.

Следующим этапом развития медицинской этики рабовладельческого общества является медицина Гиппократа. В этот период в Греции широко изучались философские вопросы этики и морали.

Согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде, как семейная традиция, из рода в род. Записана Гиппократом клятва была впервые на ионийском диалекте древнегреческого языка в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III века до н.э.

Величайший врач древности Гиппократ первым попытался систематизировать правила медицинской этики на основании опыта медицины. В своей знаменитой «Клятве», в книгах «О враче» и «О благоприятном поведении», «Об искусстве», в «Афоризмах», написанных около двух с половиной тысяч лет назад, он создал кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто на всю жизнь избрал врачевание своей профессией. Под влиянием идей Гиппократа в Древней Греции исключительное внимание уделялось нравственному облику врача. Нормы поведения врача были сформулированы в соответствии с существующими в тот период знаниями о человеке и его здоровье. Гиппократ рекомендовал направить на излечение больного усилия не только врача, но и всех окружающих: «Не только сам врач должен употребить в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Ни в одном трактате Гиппократа не говорилось о различии между свободными и рабами, за всеми признавались одинаковые права на внимание, заботу и уважение со стороны врача. Чтобы оценить гиппократовский гуманизм, следует отметить, что такие великие мыслители Древней Греции, как Платон и Аристотель, жившие после Гиппократа, еще считали раба «говорящим одушевленным орудием» и отказывали ему в праве называться человеком.

Гуманизм медицины Гиппократа заключается в том, что она самоотверженно служила каждому больному, независимо от его социального положения. Гиппократ создал свод законов для многих поколений врачей, и они достойно несут сквозь века факел истинного гуманизма, зажженный великим мыслителем. Обычно к концу срока обучения Гиппократ, обращаясь к своим ученикам с напутствием, говорил о том, что настоящий врач должен быть добрым, справедливым, человеколюбивым и бескорыстным, что он обязан помнить о внешнем приличии, быть скромным в одежде и поведении. Затем ученики произносили слова клятвы, величайшего памятника врачебной этики, ставшей впоследствии известной как «Клятва Гиппократа»:

«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего низменного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении – а так же и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует корда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

«Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

· обязательства перед учителями, коллегами и учениками;

· принцип непричинения вреда;

· обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);

· принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;

· принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;

· принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;

· обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;

· обязательство личного совершенствования;

· врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Гиппократ, создавая клятву, однако, преследовал и свои меркантильные интересы — чтобы его ученики делились с ним заработанным. Он первым начал брать деньги за обучение, чем очень удивил своих современников ( до этого медицине обучали сыновей или за «службу» при храме). Ему же принадлежит высказывание: » Приступая к лечению больного, врач должен договориться о сумме вознаграждения — это дает больному надежду на выздоровление. Ибо бесплатно лечатся только безнадежные больные«. Нельзя не упомянуть, что некоторые рекомендации Гиппократа противоречат благородным принципам «Клятвы». Говоря о тактике лечения неизлечимых болезней, он не советует врачам их лечить, чтобы не потерять практику. По его мнению, «медицина не должна протягивать руку к тем, кто уже побежден болезнью» и т. д.

Тем не менее, с именем Гиппократа связано представление о высоком нравственном облике и образце этического поведения врача. Многие положения «Клятвы Гиппократа» не потеряли значения до наших дней.

В работах Гиппократа много внимания уделено нормам взаимоотношений между врачами. Если врач затрудняется в диагнозе или лечении, он обязан посоветоваться со своими коллегами. «Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного и не видя ясно по причине своей неопытности, просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно выяснить положение больного и которые посодействовали бы ему найти помощь… Врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссориться между собой и высмеивать друг друга, ибо я с клятвою заверяю, что никогда суждение одного врача не должно возбуждать зависть другого, это значило бы показывать свою слабость».

Читайте также:  Шишка на ноге причины появления, тревожные симптомы и методы лечения

Какое значение придавали во времена Гиппократа нравственному облику врача, свидетельствует тот факт, что книга «О враче», предназначенная для начинающих врачей, открывается разделом, в котором рассказывается, каким должен быть врач, его кабинет, о том, что в кабинете все должно быть приспособлено для пользы больного. Кроме того, что врач должен иметь хороший внешний вид, хорошую одежду, быть благоразумным, он должен быть «по своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой, значительным и человеколюбивым»…«Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больными немало отношений: ведь они поручают себя в распоряжение врачам»….

Даже для современного врача интересно описание Гиппократом врачебного кабинета, интересно потому, что с точки зрения Гиппократа все в кабинете должно быть подчинено пользе больного. Он пишет об удобстве места, степени яркости света (чтобы «не расстроил слабые глаза»), о высоте стульев для больных, о воде для питья, о чистых и мягких вещах для вытирания ран, глаз и т. д.

В своих трудах Гиппократ формирует главное деонтологическое правило:

Правило гиппократа

Нынешнее состояние общества и его здравоохранения характеризуется словом «противостояние». В нём для усиления своей позиции каждая сторона умудряется использовать различные легенды и мифы. Забавно, что с обеих сторон стал популярен один и тот же миф: о Клятве Гиппократа (КГ), которую, якобы, дают медики в России. Уже неоднократно звучали трезвые голоса, возвращающие буйных фантазёров в реальную жизнь: ни о какой КГ при выпуске врачей из ВУЗов речь не идёт. Но ради острого словца и выгодной пафосности некоторые представители медицинской корпорации (зачастую высокопоставленные), а чаще – публика и СМИ, ничтоже сумняшеся заявляют об обязательности норм упомянутой клятвы для современных эскулапов.
Что уже не забавно: в «хоре» нередко звучат голоса представителей юридических школ нашей страны, юристов со званиями, вносящими в головы своих молодых собратьев по профессии смуту тем более великую, чем значимее их должности и публичный авторитет. Любопытствующие могут сами найти такие выступления на просторах интернета. Будучи «прижатыми к стенке» простейшими аргументами, доказывающими, что КГ никогда в России и других странах врачами не давалась, проповедующие её современные поклонники Фемиды и Асклепия, как правило, «дают отступного», отходя на заранее подготовленные позиции, заявляя, что они имели в виду Клятву врача.
Такой подход наглядно отражает текст в Википедии, утверждающий: «В разговорной речи [КГ] используется как синоним для законодательно утверждённых вариаций «клятвы врача», произносимой при получении документа о высшем медицинском образовании.» Всё это вынуждает вновь обратиться к пресловутой клятве и особенно – к вопросам её взаимосвязи с современной Клятвой врача России (КВ).

Клятва, присяга и ответственность

Не затрагивая хитросплетения зарубежного применения КГ, где она никогда не фигурировала как основной этический документ врача, необходимо напомнить, что в нашей стране эквивалент КВ появился совсем недавно – в 1971 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР (№ 1364-VIII от 26.03.1971 г.) была утверждена Присяга врача СССР. До этого момента в СССР практиковалось иногда произношение факультетского обещания врача, не имевшего единой формы в различных ВУЗах, необязательное и пришедшее из дореволюционной России.
После распада СССР в 1994 г. появилась Клятва российского врача, в 1999 г. её сменила КВ. В 2011 г., с момента введение в действие Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья населения Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323), её текст установлен в статье 71. Применительно к любой из упомянутых клятв мы не найдём официальных утверждений, что их прототипом явилась КГ. В лучшем случае подразумевается, что некие её основополагающие принципы учтены.
Немаловажно, что относительно всего творческого наследия Гиппократа в кругах специалистов-историков существуют большие сомнения об их «авторской принадлежности». Данная историческая неопределённость даже получила специальный термин – «Гиппократов вопрос». Ж. Жак (1997 г.) утверждает: «Между реальной жизнью Гиппократа и этим обширным и богатым творчеством остается пропасть». В такой ситуации научная фундаментальность КГ становится вровень с объективностью текстов «Мифов древней Греции» и «Библии».
Сегодня в мире основным источником изучения гиппократовых текстов является десятитомный труд Эмиля Литтре на французском языке, вобравший в себя переводы с ионического диалекта греческого языка всех ранее обнаруженных археологами источников текстов, имеющих якобы отношение к Гиппократу. Сохранилось около шестидесяти медицинских трудов, приписываемых Гиппократу. Это собрание медицинских трактатов, поэтому его называют «Гиппократовым сборником» или «Гиппократовым корпусом».
Определённость в назначении текста КГ исчерпывается формулировкой Ж. Жак: «. вероятно, произносилась в медицинской школе учениками, которые были связаны договором и получали образование за плату… основным предназначением клятвы было охранять интересы и привилегии семьи, дающей знания». Клятва смогла родиться и существовать в весьма специфических общественных условиях древней Греции, когда «…любой мог устроить себе медицинский кабинет. Это была воистину либеральная медицина. Она в корне отличалась от приравненной к государственной службе медицины Египта. И тогда как египетские врачи подлежали уголовной ответственности вплоть до смертной казни за ошибки в лечении, врачи в греческих городах не подвергались никакому наказанию, кроме потери репутации» (Жак. Ж, 1997). В принципе, уже данный факт не позволяет применять КГ в современном российском обществе, руководствующемся гораздо позднее сформировавшимися принципами римского права, трансформированными в современные юридические оценки деятельности врачей. Клятву можно рассматривать исключительно в общественно-политическом историческом контексте той эпохи без переноса её положений в наше время.

Читайте также:  Ожоги классификация, последствия, первая помощь - РИА Новости

«Не клянись вовсе»

Перед тем, как проецировать КГ на нашу современность и утверждать, что она является «синонимом законодательно утверждённой КВ», необходимо доказать сходство заложенных в них идей и принципов медицинской деятельности. Для этого проведем сопоставление текстов КГ и текста КВ, установленного статьёй 71 ФЗ № 323. Учитывая «первородство» КГ будем пытаться отыскать современные аналоги её смысловым разделам.
В КГ можно насчитать 13 смысловых положений. Из них в КВ можно найти 6 подобий, в числе которых одно — «факт клятвы» — является теологически и философски спорным. Это обусловлено тем, что клятвоприношение не приветствуется в Евангелии, где говорится: «А Я говорю вам: не клянись вовсе — ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф. 5, 33-37). Ещё в XVIII веке немецкий просветитель Лихтенберг утверждал: «Давать обет – больший грех, чем его нарушать».
Два положения КВ являются полными новеллами по отношению к КГ. В сумме с 13 положениями КГ всего получается 15 тезисов. Без учёта спорного «факта клятвы», из числа полученных 15 только 5 понятий содержатся в обоих текстах.

«Клятва Гиппократа» (КГ)
Клятва врача РФ (КВ)
«Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно, и без всякого договора». «Хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту».
«Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство». «Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека».
«Я направлю режим больных к их выгоде. воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». «Быть. готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
«Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». «Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии».
«Чтобы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». «Хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту».

Следовательно, тексты совпадают только на 33,3% (на ⅓). Соответственно — различаются на ⅔ содержания.
Кроме того, обратим внимание собственно на спорное «наследие» Гиппократа. В КГ обязательства учителей перед учениками и наоборот – учеников перед учителями — не касаются каких-либо обязательств перед коллегами, которые описаны в КВ. В КГ формулируется отказ от проведения абортов, с чем вряд ли согласятся современные женщины. КГ проповедует отказ от «сечения при каменной болезни». Мы сегодня с трудом представим себе аналог этой болезни. Возможно, это желчекаменная или мочекаменная болезнь? Неужели при необходимости хирургического лечения этой патологии современный врач должен следовать заветам КГ и отказать в помощи больному? Отказ от интимных связей с пациентами — следующий странный тезис КГ в силу спорности его актуальности для нынешних условий жизни общества, в котором не наблюдается одержимого и массового стремления врачей к реализации своей личной жизни за счёт беззащитных больных. Далее, в КГ вообще нет никаких наставлений по поводу непрерывного личного совершенствования или образования. Тезис «клянусь учиться всю жизнь!» предложили внести в Клятву Гиппократа только в 1967 г., в Париже, на II деонтологическом съезде.
Будь готов! Всегда готов?

Ещё более существенным фактом являются «забытые» в КВ положения, записанные в КГ. В первую очередь, это принцип вспомогательной функции врача, закреплённый фразой «я направлю режим больных к их выгоде», подчёркивающей рекомендательный характер назначений, которые могут приниматься или отвергаться самим больным. Современная КВ не акцентирует на это внимание. Сегодня «забыт» также принцип ограничения сил врача и принцип свободы воли врача, когда направление режима больных происходит «сообразно с моими силами и разумением». На основании КВ складывается впечатление, что современный врач, в отличие от своего древнегреческого коллеги, всесилен и руководствуется не своим разумением, а… порядками, стандартами и клиническими рекомендациями.
Более того, принципы ограничения силы и свободы воли врача в современной КВ (ст. 71 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ) категорически и показательно перечёркнуты фразой: «Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: быть всегда готовым оказать медицинскую помощь». Любопытно было бы узнать у авторов этого текста: каким образом они представляют себе такого врача, который «всегда готов» оказать помощь страждущим, несмотря на усталость, собственную болезнь, недоедание, недосыпание и проч.? Это, вероятно, не человек, это — ангел! Но, как говорил один из персонажей фильма «Свадьба в Малиновке»: «А ежели ты Ангел, что же ты живёшь промеж людей?». Главное, что такому «ангелу» зарплату платить необязательно. При этом современная российская судебная практика по рассмотрению дел о ненадлежащем оказании медицинской помощи гражданам принимает текст КВ как полноценный публичный договор врача с обществом, положения которого обязательны к выполнению. Нарушение требований КВ считаются основанием для обвинительного судебного решения.
Подобное обязательство врача, закрепленное в КВ, прокладывает прямой путь к преступлениям, подпадающим под действие ч. 2 ст. 28 «Невиновное причинение вреда» Уголовно-го Кодекса РФ: «Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам». Врач, измотанный постоянной готовностью (работой), причинивший в таком состоянии вред больному, может утешиться тем, что имеет шанс избежать уголовного наказания в связи с «невиновным причинением вреда». Будет ли от этого принципиально легче пострадавшему? Вопрос риторический.
Вместе с этим, возложение на врача обязанности постоянной готовности в виде публичного договора, выраженного путём принятия КВ, вполне подпадает под определение кабальной сделки, описанной в ч. 3 ст. 179 Гражданского кодекса РФ. Признаками кабальной сделки являются: человек заключает ее в такой жизненной ситуации, которая идет вразрез с его интересами; гражданское лицо осознает невыгодность условий сделки; при подписании не применяются физическое насилие или обман; другой участник кабальной сделки воспользовался безвыходным положением потерпевшего лица с корыстной для себя целью.
Таким образом, об идентичности рассматриваемых клятв речи быть не может. На основании приведенных фактов можно сделать следующие выводы:
1. Клятва Гиппократа возникла как элемент развития медицинской науки в Древней Греции и имела историческое прогрессивное значение.
2. Положения Клятвы Гиппократа являются корректными только для соответствующих исторических социально-экономических условий.
3. Совпадение смысловых положений, изложенных в Клятве Гиппократа и Клятве врача РФ, составляет около 30%.
4. Существуют принципиальные различия ряда смысловых положений Клятвы Гиппократа и Клятвы врача РФ.
5. Клятва Гиппократа не может считаться синонимом Клятвы врача РФ и не должна употребляться для обозначения современного перечня морально-этических принципов врачевания

Читайте также:  11 причин, почему женщины испытывают боль во время секса, и как с этим справиться - Лайфхакер

Для них важен каждый пациент

Эпидемия коронавируса показала, что профессия медицинского работника – одна из важнейших, и сейчас ее представители стоят на передовой в борьбе с пандемией COVID-19. День медицинского работника в нашей стране существует уже около сорока лет. В СССР праздник отмечался на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях». В Российской Федерации, а также в Казахстане, Беларуси, Украине и Армении почитают тех, кто давал клятву Гиппократа, в третье воскресенье июня.

В честь этого события первые лица страны вручают медикам знаки отличия. Звания «Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации» и «Заслуженный врач Российской Федерации» присуждаются тем, кто, как правило, проработал в профессии более 20 лет и внес в медицину существенный вклад.

В преддверии этого дня организуются пресс-конференции, собрания медицинских работников, научные симпозиумы.

Все слышали о клятве Гиппократа, но мало кто знает ее историю.

Византийская рукопись клятвы Гиппократа в форме креста

Она была написана примерно в III веке до нашей эры – это один из самых древних текстов античных врачей, сохранившейся до наших дней. Гиппократ – почитаемый древнегреческий врач, который жил в V-IV веках до нашей эры. Его труды по клинической медицине, а также индивидуальный подход к каждому больному, обеспечили Гиппократу большое уважение даже после его смерти. Как основоположник античной научной медицины, Гиппократ объясняет происхождение болезней не вмешательством богов в судьбу человека, а изменением состава четырех жидкостей организма – крови, флегмы (слизи), желчи и черной желчи.

Труды Гиппократа и его современников вошли в «Сборник Гиппократа», оказав, в дальнейшем, большое влияние на европейскую медицину.

Ученый в своей работе отличался милосердием и гуманностью. Своим долгом он посчитал составить собственный кодекс для древнегреческих врачей.

Считается, что клятвы, формулирующие моральные нормы поведения врача, существовали еще в Древнем Египте. Согласно преданию, клятва восходит корнями к прямым потомкам Асклепия – в древнегреческой и древнеримской мифологиях бога медицины.

Клятва была впервые записана Гиппократом в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате. Так, она стала документом с III века до нашей эры.

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно, и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому».

(Фрагмент сочинения «отца медицины» Гиппократа)

С тех пор текст клятвы многократно редактировался, переводился на разные языки, частично меняя ее первоначальный смысл. Задавая высокую нравственную планку, клятва была большим достижением для своего времени. В христианском мире она была принята, но текст претерпевал расширение и уточнение.

Меняется вступление: «Да будет благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который благословен во веки веков; я не лгу».

В конечном итоге, главная цель – сохранить не первоначальный текст клятвы, а дух Гиппократовой этики.

В СССР клятва Гиппократа трансформировалась в Присягу советского врача, а с начала 90-х годов, вследствие неактуальности понятия «советский», выпускники медицинских вузов принимали Присягу врача России. Сейчас новоиспеченные врачи дают «Клятву врача», текст которой установлен статьей 71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В неформальной беседе клятва Гиппократа используется как синоним для законодательно утверждённых вариаций «клятвы врача», которая в европейской культуре восходит к «Клятве» Гиппократа, и произносится в торжественной обстановке.

Таким образом, к профессии медицинского работника во все времена относились с особым трепетом и уважением.

Портал «Научная Россия» поздравляет всех медицинских работников с праздником и выражает искреннюю признательность за их тяжелый и самоотверженный труд.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.

Ссылка на основную публикацию
Таблица калорийности и состава продукции
Калорийность белых грибов Что такое белый гриб? Какая калорийность белых грибов, какие есть у них диетические свойства, все это очень...
Таблетки для детей от укачивания; в транспорте от 1-2 лет обзор средств и препаратов
Гомеопатия при укачивании Лето – пора путешествий. В том числе и автомобильных. Но что делать, если кого-то из путешественников отчаянно...
Таблетки для лактации какие лучше, и как влияют на молокообразование
Мало молока или как усилить лактацию Сразу скажу, что использовать все методы вам не придется, скорее всего, хватит 3-4 приемов,...
Таблица развития ребенка до года
Оценка физического развития ребенка: таблицы норм веса, роста, окружности груди и головы Содержание статьи: Все родители хотят знать, правильно ли...
Adblock detector