Статья «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В ЛОГОПСИХОЛОГИИ (алалия)»

Статья «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В ЛОГОПСИХОЛОГИИ (алалия)»

Портал педагога

Автор: Афанасьева Вера Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ «Начальная школа — детский сад»
Населённый пункт: Смоленская область, город Сафоново
Наименование материала: методическая разработкпа
Тема: Современный подход к диагностике алалии
Дата публикации: 18.02.2016
Раздел: дошкольное образование

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К

ДИАГНОСТИКЕ АЛАЛИИ

Учитель-логопед Афанасьева В.А.

МБОУ «Начальная школа – детский сад»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛАЛИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛАЛИИ

Алалия

недоразвитие

органического

мозга во внутриутробном или раннем периоде развития

ребенка.
(См. Логопедия: Учеб­ник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. С. 331). —
Алалия — отсутствие речи или системное недоразвитие

речи
вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутроб­ном или раннем периоде развития реб­енка (до формирования речи). (См. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб­. пособ­ие для студентов пед ин- тов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М., 1989. С. 115).

Алалией
называется полное или частичное отсутствие речи при наличии достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей, остроты слуха и речедвигательных органов. (См. Хватцев М.Е. Логопедия: раб­ота с дошкольниками: Пособ­ие для логопедов и родителей. М., СПб­., 1996. С. 314.) o
НЕДОСТАТКИ:
Н Е Т О Ч Н О О П Р Е Д Е Л Я Е Т С Я С И М П Т О М АТ И К А , Н Е Д О С Т АТ О Ч Н О Т О Ч Н Ы МЕХАНИЗМЫ.

Алалия
— глубокое системное недоразвитие речи на органической основе. (См. Правдина О.В. Логопедия. Учеб­ное пособ­ие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. — 2-е изд., доп. и перераб­. М., 1973. С. 178-179). — Это нарушение характеризуется полным или частичным от су т с т в и е м р еч и , н е с мот р я н а с о х р а н н о с т ь периферического слуха, а также интеллекта. (См. Правдина О.В. Логопедия. Учеб­ное пособ­ие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. — 2-е издание, доп. и перераб­. М., 1973 С. 179). o
Недостатки
: под это определение можно подвести и дизартрию.

Алалия
— системное недоразвитие речевой деятельности, расстройство речевой функциональной системы вследствие нарушения функций речедвигательного и речеслухового анализаторов. (Шаховская С.Н.). —
Алалия
— это проявляющееся в структуре нервно- соматических и нервно-психических заб­олеваний расстройство развития языковой способ­ности у детей, которое характеризуется невозможностью или нарушением языковых операций при порождении речевого высказывания при сохранности семантических и моторных операций и п р о я в л я е т с я в ф о н е м ат и ч е с к и х , л е к с и ч е с к и х , морфологических, синтаксических нарушениях. (См. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. Л., 1994). При алалии нарушен языковой уровень: реб­енок не усваивает и не использует закономерности языка. o
Недостатки:
не позволяет разграничить алалию и афазию.

Алалия
— это глубокая задержка речевого развития ребенка, которая может проявляться в форме полного отсутствия речи или значительного нарушения ее развития. (См. Синяк В.А. Логопедия: Учеб­ное пособ­ие для студентов-заочников дефектологических факультетов пед ин-тов. М., 1985. С. 53. —
Алалией
принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей (до трех-пяти лет при хорошем физическом слухе), об­условленное недоразвитием или поражением речевых зон коры головного мозга, наступившем еще до формирования речи. (См. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособ­ие для логопеда и воспитателя дет. сада. — 4-е изд. М., 1997. С. 48.)
 Таким образом,
алалия — это системное

недоразвитие

деятельности

н о р м а л ь н ом

о т н о с и т е л ь н о

проявляющееся

обусловленное

недоразвитием

наступившем

формирования речи.

Отличие алалии от сходных по речевым

проявлениям состояний
Вопрос диагностики алалии является довольно трудным, особ­енно в раннем возрасте. Алалию часто смешивают со сходными состояниями, другими формами речевых нарушений: с глухонемотой, с тяжелой степенью тугоухости и задержкой на этой почве речевого развития, с недоразвитием речи при олигофрении, с некоторой об­щей задержкой речевого развития, с псевдоалалическим синдромом, с афазией и др.
Обследование детей с алалией  Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.  Неврологическое обследование детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и д р . исследований слуховой функции.  Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти. Логопедическое обследование при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи ( и м п р е с с и в н о й р е ч и , л е к с и к о — грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.

Читайте также:  Рецепт Борщ с говядиной 1

НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА

АЛАЛИИ
 Агнозии  Апраксии  Снижение активности нейродинамических процессов  Снижение функциональных возможностей функциональных структур

ХАРАКТЕР ЭЭГ ПРИ АЛАЛИИ
 Отмечается дисритмический тип  Недостаточная выраженность альфа-ритма или его отсутствие  Гиперсинхронные колеб­ания б­ио-потенциалов  Снижение реактивности центральной нервной системы  Дисфункция стволовых регуляторных систем

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ

ДИАГНОСТИКА МОТОРНОЙ И

СЕНСОРНОЙ АЛАЛИИ

Критерии сравнения

Моторная алалия

Сенсорная алалия

1
Восприятие речи Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне Груб­о нарушено
2
Понимание речи Понимание речи соответствует возрасту, возможно б­ез опоры на зрительное восприятие артикуляции Понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего
3
Слуховое внимание Сохранно Нарушено
4
Эхолалия Отсутствует Присутствует
5
Повторение услышанного Затрудняются повторить слово, фразу Повторяют, не понимания смысла проговоренного слова
6
Коммуникация Отмечается стремление к языковой коммуникации (неверб­альной и верб­альной) Нежелание (и невозможность) вступать в об­щение
7
Мимико-жестикуляторная речь Активное использование жестов, выразительная мимика Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики
8
Наличие компенсаторных средств Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты» Отсутствие компенсаторных средств
9
Динамика улучшения речи Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании Крайне низкий темп при направленном формировании речи

у ребенка-алалика

элементарный слух нормальный

у глухонемого слуха нет, если не

считать имеющихся иногда

незначительных остатков слуха

У алалика имеется

модулированный голос, что

свидетельствует о наличии

слуха
у глухонемого голос смодулированный
Алалик мимику сопровождает

отдельными звуковыми

сочетаниями, напоминающими

слова
для выражения мыслей приб­егает к мимике
внешние признаки алалии

отсутствуют
у глухонемого вследствие поражения органа равновесия, которое сопровождает поражение внутреннего уха, нарушается координация движений, походка
Алалия и глухонемота
Реб­енок-алалик и реб­енок-глухонемой отличаются главным об­разом по слуху:

Алалия и тяжелая степень тугоухости

у алалика элементарный

слух нормальный

у тугоухого слух снижен

у алалика голос звонкий,

чистый
у тугоухого голос глухой, тихий
у алалика часто

наблюдается полное

отсутствие речи
у тугоухого речь есть, хотя она и очень несовершенна и характеризуется б­ольшими лексическими, грамматическими и фонетическими недостатками
алалик не в состоянии

повторить за взрослым

слово
тугоухий сможет повторить слово, если воспринимает его и если это слово несложное по своему звуковому составу

Алалия и умственная отсталость
 Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и об­щение реб­енка с окружающими, а это в свою очередь приводит к постепенному от ставанию в умственном развитии, которое носит вторичный характер. Другими словами, отсутствие речи может об­условить задержку умственного развития реб­енка, вследствие чего неговорящий может несколько отличаться по развитию от своих сверстников, не б­удучи олигофреном. 
Общее при алалии и умственной отсталости:
— позднее появление речи: к трем-четырем-пяти годам, — похожий лепет, — очень малый запас слов. 
Отличия алалии и умственной отсталости.
 Дети-алалики существенно отличаются от олигофренов (умственно отсталых): по мере становления речи и под воздействием специального об­учения интеллектуальное отставание постепенно исчезает.  В отличие от детей с глуб­окой степенью умственной отсталости (имб­ецилов), алалики демонстрируют разумное поведение: адекватно ориентируюся в окружающей об­становке, в б­ыту; понимают об­иходную речь, жесты и поэтому правильно выполняют посильные и доступные для них поручения, простые задания.  Между алалией и умственной отсталостью в степени деб­ильности имеются следующие отличия.

Дифференциальная диагностика в логопсихологии

«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В ЛОГОПСИХОЛОГИИ

В связи с наличием двух подходов к проблеме речевой патологии и, в

частности к вопросам диагностики, когда одни специалисты пользуются

педагогической терминологией в определении речевого дефекта, другие же применяют клиническую терминологию, между логопедами и врачами возникает путаница, утрачивается необходимое общее понимание природы дефекта, что снижает эффективность коррекционных мероприятий.

В исследованиях, посвященных качеству диагностических заключений, отмечается разноречивый характер определений в квалификации

речевых дефектов. В связи с этим особенно остро стоит вопрос о роли

диагноза, поскольку исследование ребенка с речевым дефектом, а также с

другими видами отклонений в психофизическом состоянии должно начинаться с установления диагноза.

Читайте также:  11 признаков того, что у вас может случиться остановка сердца - Лайфхакер

Так, например, вопрос диагностики алалии в раннем возрасте является довольно трудным. Алалию часто смешивают со сходными состояниями, другими формами речевых нарушений: с глухотой, с тугоухостью и задержкой речевого развития, с недоразвитием речи при умственной отсталости, с псевдоалалическим синдромом, с афазией и др.

Вот, например, некоторые отличия этих состояний.

Моторная алалия и легкая степень умственной отсталости

Отсутствие речи при алалии резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими, что приводит к постепенному

отставанию в умственном развитии, которое носит вторичный характер,

т. е. отсутствие речи может обусловить задержку умственного развития,

вследствие чего неговорящий может несколько отличаться по развитию

от своих сверстников, не будучи умственно отсталым.

Общее при алалии и умственной отсталости:

• позднее появление речи: к трем–четырем–пяти годам;

• очень малый запас слов.

Отличия алалии и умственной отсталости

Дети-алалики существенно отличаются от умственно отсталых: по

мере становления речи и под воздействием специального обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает.

В отличие от умственно отсталых, алалики демонстрируют разумное поведение: адекватно ориентируются в окружающей обстановке, в быту; понимают обиходную речь, жесты, правильно выполняют посильные и доступные для них поручения, простые задания.

Так, между алалией и легкой умственной отсталостью имеются следующие отличия.

Моторная алалия и легкая степень умственной отсталости

Моторная алалия и задержка речевого развития (ЗРР)

Алалия и псевдоалалический синдром

В числе детей с ДЦП могут быть дети с алалией и дети с псевдоалалическим (ложным алалическим) синдромом.

Так, речь детей с псевдоалалическим синдромом развивается с задержкой.

В возрасте от 1 года до 3 лет эти дети по картине развития речи напоминают алаликов.

В 4 года отмечается выраженное отклонение от нормального речевого

К 7 годам речь таких детей приближается к норме.

При псевдоалалическом синдроме имеют место такие симптомы:

речевой негативизм; повышенная тормозимость речевой функции: пуг-

ливы, затрудняются при необходимости высказаться (знают, а высказать

не могут); испытывают трудности при заучивании наизусть; их пассив-

ный словарь значительно шире активного.

В отличие от алаликов, у детей с псевдоалалическим синдромом нарушения устной речи не всегда проявляются на письме.

Алалия и афазия

Общее при алалии и афазии:

• характеризуются полным или частичным нарушением всей речевой системы, всех ее компонентов и сторон, что делает в той или иной

степени невозможным осуществление основной функции речи – общения с окружающими;

• как вторичные явления имеют место нарушения процессов мышления и изменения всей личности, поведения человека; в результате

сложности нарушений наблюдаются различные степени тяжести и большое разнообразие форм алалии и афазии;

• все исследователи выделяют две основные формы алалии и афазии: моторную и сенсорную; такое деление не отражает всего многообразия этих нарушений, но является оправданным, т. к. основными конструктивными компонентами речевой системы являются моторный (двигательный) и слуховой (сенсорный).

Распространенной ошибкой является отнесение любого неговорящего ребенка (алалика) к категории аутистов.

Дифференциальная диагностика в этом случае сложна, так как объектом является маленький ребенок, поведение которого еще не имеет стойких и четко определяемых патологических признаков, по которым можно было бы однозначно установить диагноз. Стандартные методики исследования интеллекта говорят о том, что примерно 2/3 аутичных детей имеют задержку умственного развития, а примерно 10% обладают развитыми способностями в какой-нибудь области: математические вычисления, музыка, рисование, поговорки, мозаики, некоторые обладают энциклопедическими знаниями в интересующей их области.

Ранний детский аутизм (РДА) и алалия

Возникает ряд трудностей в дифференциации моторной и сенсор-

Псевдоалалический синдром

Указанные книги не участвуют в акциях «Последняя бесплатно» и «Скидка на колличество купленных книг»

Количество книг в заказе: 0

Общая стоимость: 0 RUB

Общая стоимость с учетом скидки: 0 RUB

Пожалуйста, введите доступный Вам адрес электронной почты. По окончании процесса покупки Вам будет выслано письмо со ссылкой на книгу.

Список удаленных книг:

Список удаленных книг:

  • Журналы
    • Естественные науки и математика
    • Здравоохранение и физическая культура
    • Информатика и вычислительная техника
    • История и исторические дисциплины
      • Отечественная история
    • Культура и искусство
    • Образование и педагогика
    • Политология и юриспруденция
    • Психология
    • Религиоведение
    • Сельское, лесное и рыбное хозяйство
    • Социология
    • Технические науки
    • Филология
    • Философия
    • Экономика и управление
    • Языкознание
  • Учебная литература
    • Автоматика и управление
    • Архитектура и строительство
    • Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды
    • Библиотечно-информационные ресурсы
    • Воспроизводство и переработка лесных ресурсов
    • Геодезия и землеустройство
    • Геология, разведка полезных ископаемых
    • Гуманитарные науки
      • Документоведение и архивоведение
      • Журналистика
      • Искусствоведение
      • История
      • Книжное дело
      • Культурология
      • Лингвистика
      • Международные отношения
      • Политология
      • Психология
      • Регионоведение
      • Реклама
      • Религиоведение
      • Физическая культура и спорт
      • Филология
      • Философия
      • Юриспруденция
    • Естественные науки
      • Биология
      • Ботаника
      • География и картография
      • Геология
      • Зоология
      • Физико-математические науки
      • Химия
      • Экология и природопользование
    • Здравоохранение
    • Информатика и вычислительная техника
    • Культура и искусство
      • Библиотечно-информационные ресурсы
      • Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
      • Дизайн
      • Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура)
      • Искусствознание
      • Киноискусство
      • Музыкальное искусство
      • Театральное искусство
    • Металлургия, машиностроение и материалообработка
    • Морская техника
    • Образование и педагогика
      • Естественно-научное образование
      • Педагогика
      • Русский язык и литература
      • Социально-экономическое образование
      • Технологическое образование
      • Физико-математическое образование
      • Филологическое образование
      • Художественное образование
    • Приборостроение и оптотехника
    • Сельское, лесное и рыбное хозяйство
    • Социальные науки
      • Социальная работа
      • Социология
    • Сфера обслуживания
    • Технология производства продовольственных продуктов и потребительских товаров
    • Транспортные средства
    • Физико-математические науки
      • Математика
      • Механика
      • Физика
      • Химия
    • Химия и биотехнологии
    • Экономика и управление
      • Менеджмент
      • Статистика
      • Экономика
    • Электронная техника, радиотехника и связь
    • Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
  • Художественная литература
    • Драматургия
    • Литературные обзоры. Критика
    • Мемуары, биографии, дневники
    • Очерки, эссе
    • Поэзия
    • Прочие литературные жанры
    • Романы, повести, рассказы, новеллы
    • Сборники различных произведений
    • Художественная литература для детей
    • Эпистолярные произведения
    • Юмор, сатира, пародия
  • Ноты
  • Авиационная и ракетно-космическая техника
  • Архитектура
  • Биологические науки
  • Ветеринария и зоотехника
  • Здравоохранение и медицинские науки
    • Здравоохранение
    • Лечебное дело
    • Организация здравоохранения
    • Сестринское дело
    • Фармакология
    • Фундаментальная медицина
  • Информатика и вычислительная техника
  • Информационная безопасность
  • Искусствознание
    • Изобразительное и прикладные виды искусства
  • История и археология
    • Археология
    • Всеобщая история
      • История Древнего мира
      • История Нового времени
      • История Средних веков
      • Современная история
    • Вспомогательные исторические дисциплины
      • Геральдика
      • Историческая география
      • Источниковедение
      • Палеография
      • Хронология
    • Отечественная история
      • История России в древности (до середины XII в.)
      • История России в средние века (середина XII — XVI вв.)
      • История России новейшего времени (XX в.)
      • История России нового времени (XVII — XIX вв.)
    • Теория и методология истории
    • Этнография
  • Культурология и социокультурные проекты
  • Математика и механика
  • Машиностроение
  • Международные отношения
  • Музыкальное искусство
  • Нанотехнологии и материалы
  • Научно-популярная литература
  • Науки о Земле
  • Образование и педагогические науки
    • История образования и педагогики
    • Общая педагогика
    • Педагогика и методика высшего образования
    • Педагогика и методика дошкольного образования
    • Педагогика и методика начального и среднего образования
    • Педагогика и психология
    • Социальная педагогика
      • Специальная педагогика
    • Школьная литература
  • Оружие и системы вооружения
  • Политические науки и регионоведение
  • Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
  • Промышленная экология и биотехнологии
    • Продукты питания
    • Экология
  • Психологические науки
    • История и теория психологии
    • Отдельные направления в психологии
    • Прикладная психология
  • Сельское, лесное и рыбное хозяйство
  • Сервис и туризм
  • Социология и социальная работа
    • Общая социология
    • Региональная социология
    • Социальная антропология
    • Социальная работа
  • Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
  • Сценические искусства и литературное творчество
  • Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
  • Техника и технологии наземного транспорта
  • Техника и технологии строительства
  • Технологии легкой промышленности
  • Технологии материалов
  • Техносферная безопасность и природообустройство
  • Управление в технических системах
  • Физика и астрономия
  • Физико-технические науки и технологии
  • Физическая культура и спорт
  • Философия, этика и религиоведение
    • Зарубежная философия
    • История философии
      • Современная философия
      • Философия Древнего Мира
    • Отдельные направления и философские школы
    • Отечественная философия
    • Политическая философия
    • Религиоведение
    • Религиозная философия
    • Философия науки
    • Эстетика
    • Этика
  • Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
  • Химия
    • Химические технологии. Химические производства
  • Экономика и управление
    • Банковское дело
    • Коммерция
    • Менеджмент
      • Антикризисное управление
      • Государственное и муниципальное управление
      • Менеджмент организации
      • Управление персоналом
      • Экономика и управление на предприятии
    • Регионоведение
    • Статистика
    • Товароведение и экспертиза товаров
    • Экономика
      • Банковское дело
      • Бухгалтерский учет, анализ и аудит
      • Маркетинг
      • Математические методы в экономике
      • Мировая экономика
      • Налоги и налогообложение
      • Национальная экономика
      • Страховое дело
      • Таможенное дело
      • Теория экономики
      • Финансы и кредит
      • Экономика труда
      • Экономическая теория
  • Электро и теплоэнергетика
  • Электроника, радиотехника и системы связи
  • Юриспруденция
  • Ядерная энергетика и технологии
  • Языкознание и литературоведение
    • Издательское дело и редактирование
    • История всемирной литературы
    • История филологии
    • Общее языкознание
    • Перевод и межкультурная коммуникация
    • Теория литературы
    • Фольклор и культурная антропология
    • Языки мира
      • Азербайджанский язык
      • Английский язык
      • Арабский язык
      • Армянский язык
      • Белорусский язык
      • Болгарский язык
      • Венгерский язык
      • Восточные языки
      • Вьетнамский язык
      • Греческий язык
      • Грузинский язык
      • Датский язык
      • Древние и мертвые языки
      • Иврит
      • Испанский язык
      • Итальянский язык
      • Казахский язык
      • Киргизский язык
      • Китайский язык
      • Корейский язык
      • Латинский язык
      • Латышский язык
      • Литовский язык
      • Молдавский язык
      • Немецкий язык
      • Нидерландский язык
      • Норвежский язык
      • Польский язык
      • Португальский язык
      • Румынский язык
      • Русский язык
      • Сербский и хорватский языки
      • Таджикский язык
      • Татарский язык
      • Турецкий язык
      • Туркменский язык
      • Узбекский язык
      • Украинский язык
      • Финский язык
      • Французский язык
      • Хинди
      • Чешский и словацкий языки
      • Шведский язык
      • Эстонский язык
      • Японский язык
Читайте также:  Врач рассказал, как снизить давление без лекарств; Российская газета

Настоящий курс лекций предназначен для студентов медицинских вузов всех специальностей. В предлагаемом издании сжато изложено основное содержание вузовского курса, которое соответствует образовательным стандартам. Данный курс лекций поможет подготовиться к экзаменам по четырем дисциплинам: невропатология, нейропсихология, психопатология, сексология.

Ссылка на основную публикацию
Статины и алкоголь совместимость и последствия
Кардиолог развеяла мифы о статинах, лечении гипертонии и влиянии алкоголя на сосуды Как избежать инсульта и правильно лечить гипертонию, рассказала...
Средства для промывания носа
Аква марис эктоин спрей назальный при аллергическом рините (ранее сенс) 20мл ядран Фасовка: N1 Форма выпуска: спрей назальный Действующее вещество:...
Средства для улучшения кровоснабжения сосудов головного мозга
Мерзнут руки и ноги? Как улучшить кровообращение: 6 простых советов Часто мерзнущие руки или ноги — это первый признак проблем...
Статьи » Боль после массажа, нормально ли это
Боли после массажа спины Почему может болеть спина после массажа? Неправильно выбранная техника Наличие противопоказаний Ошибки мастера Скрытые заболевания Когда...
Adblock detector