Специфика социализации детей с дефектами речи - Буду говорить

Специфика социализации детей с дефектами речи — Буду говорить

2. Дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты).

Все виды речевых нарушений можно разделить на 2 большие группы:

нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия);

нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).

Среди причин речевых нарушений различают биологические (гипоксия плода, родовые травмы, мозговые инфекции и травмы в первые месяцы после рождения, семейная отягощенность речевыми нарушениями и д.п.) и социально-психологические факторы риска (недостаточность эмоционального и речевого общения со взрослыми, двуязычие в семье, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, педагогическая запущенность и др.).

Если нарушения носят органический характер, дети характеризуются наличием различных двигательных нарушений (нарушение равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений); они плохо переносят жару, езду в транспорте, долгое качание на качелях; быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности; раздражительны, повышены возбудимы, повышено расторможены; наблюдаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций.

Дети с функциональными нарушениями ЦНС эмоционально реактивны, их поведение характеризуется негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, наоборот, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью.

Дети с комбинированным дефектом(дети со смешанным (сложным) дефектом): умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т.п. К сложным нарушениям детского развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка.

В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями разделяются на три основные группы (Назарова Н.М., 2000):

дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития (слепоглухие, умственно отсталые глухие и др.);

дети, имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но отягощающее ход развития (умственно отсталые с небольшим снижением слуха);

дети с множественными нарушениями (три и более первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка (умственно отсталые слепые слабослышащие).

Читайте также:  Понятия вид, подвид, штамм, клон бактерий

Психическое развитие при двойном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую, сложную структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического подхода.

При сложных нарушениях имеет место резкое сужение возможного диапазона средств компенсации.

Следует помнить о том, что нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения.

4. Дети с искаженным развитием — психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с пато­логией влечений.

Причинами отклонений в развитии могут быть неблагоприят­ные условия социальной среды, которые оказывают травмирую­щее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения.

Среди детей с отклонениями в поведении выделяют (Гонеев А.Д. и др., 1999) педагогически запущенных детей,которые характеризуются от­клонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью (от устойчивых проявлений отдельных отрицатель­ных качеств и черт до наличия явно асоциальных форм поведения типа правона­рушений и даже преступлений).

Как отмечают многие исследователи, закономерностью психического развития детей с ограничен­ными возможностями являются трудность их социальной адапта­ции, затруднения взаимодействия с социальной средой. У этой категории детей проявляются специальные образовательные по­требности в индивидуализированных условиях обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, необходимых для успешного обучения.

Формирование описаний предметов и явлений у детей-логопатов

Аннотация: В статье говорится о необходимости развития у детей-логопатов одного из видов монологической речи – описания. Показаны приемы работы, которые позволяют достичь необходимого результата. Также приведены примеры из личного опыта.

Формирование описаний предметов и явлений у детей-логопатов

Речь – составная часть общения. Одной из важнейших задач коррекционно-логопедической работы является развитие связной речи.

Мы поговорим о развитии монологической речи, так как она позволяет расширить знания об окружающем мире.

Монолог – это когда говорит один человек, а другие его слушают. Но дети-логопаты имеют нарушения одного или нескольких компонентов речи. А также у них снижены психологические процессы: внимание, память, восприятие. Поэтому возникают трудности в создании монолога.

Читайте также:  Цервицит - лечение и симптомы, диагностика воспаления шейки матки в Москве, Клинический Госпиталь на

Мне хотелось бы остановиться на одном из видов монологической речи – это описание. Его основной задачей является создание словесного образа явлений или предметов.

У детей-логопатов недостаточно развиты речевые навыки, так как они не располагают «багажом» знаний, которые приобретаются в течение жизни.

В этом направлении логопед использует разные виды работы по выделению признака предмета и его свойств. Здесь можно использовать различные упражнения на узнавание предмета по его описанию:

1) Загадывание загадок-описаний

2) Игры-лото, различные игрушки.

3) Используются муляжи предметов.

Специалист дает словесное описание одного из предметов, а дети уже подбирают изображение этого предмета или муляж.

Для составления описания мы учим детей сравнивать предметы по основным признакам. Логопед начинает работу с двух похожих предметов, но отличающихся только одним признаком:

  • Мяч – красный, круглый, большой
  • Мяч – красный, круглый, маленький.

На занятиях логопед сравнивает предметы сначала из одной тематической группы, а потом из разных тематических групп, используя два-три одинаковых признака:

Дальше специалист учит детей составлять описание предмета или явления, опираясь на план-схему:

  1. Цвет
  2. Форма
  3. Размер
  4. Из каких частей состоит
  5. Из чего сделан
  6. Для чего используют.

Стол – это мебель. Он коричневого цвета, большой прямоугольной формы. Стол сделан из дерева. У него есть ножки и столешница. Мы сидим за столом, когда обедаем.

Очень интересно описывать предметы или объекты с опорой на отдельные части: петух – голова (гребешок, клюв), туловище (крылья, хвост, перья), лапы (когти, шпоры).

Опираясь на план-схему, описательный рассказ могут составлять одновременно двое детей:

«Это собака. Она черная, лапки у нее белые, хвостик коротенький, шерстка пушистая. Ушки у собаки маленькие, глазки черные».

«Это собака. Она белая с черными пятнами. Лапки у нее коротенькие, шерстка гладкая. Ушки большие, глазки серенькие».

Рассказ-описание может получиться интересным, если будет работать группа детей. Каждый называет по одному признаку предмета.

Читайте также:  ТОП 12 мазей и кремов от варикозного раасширения вен

Эти занятия обогащают словарный запас детей, учат грамматически правильно оформлять предложения. Также они позволяют развивать речемыслительную деятельность.

Дети учатся составлять предложения и объединять их в единые высказывания, что создает хорошие предпосылки для обучения в школе.

Бувакина Светлана Владимировна,
учитель-логопед

ЛОГОПАТИЯ

ЛОГОПАТИЯ (греч, logos слово, речь + pathos страдание, болезнь) — расстройство речи. Термин практически не употребляется в связи со своей неконкретностью. Понятие «логопатия» включает расстройства речи, многообразные по происхождению и характеру клин, проявлений. Различают Л., обусловленные патологией строения органов речи, органическим поражением или функц, расстройством нервной системы, а также нарушением или задержкой речевого развития.

К Л., связанным с врожденным анатомическим дефектом или повреждением органов речи (расщелины губы или неба, пороки развития или заболевания языка, челюстей, гортани, голосовых связок, носоглотки и т. п.), относятся дислалии — неправильное произношение отдельных фонем (см. Косноязычие), глоссолалия, палатолалия (своеобразные нарушения артикуляции при патологии строения языка и неба), а также афония (см.) и др.

Органическое поражение нервной системы может вызывать дизартрию (см.), оральную апраксию (см.), афазию, алексию, аграфию, парафазии, аграмматизм (см. Афазия), в детском возрасте — алалию (см.). К функц, речевым расстройствам относятся заикание (см.), мутизм (см. Кататонический синдром), баттаризм, бради- и тахифразия (см. Речь). Нарушение речевого развития часто происходит на фоне отставания ребенка в интеллектуальном развитии и может проявиться косноязычием, аграмматизмом, алалией.

Отдельные формы Л. могут быть обусловлены сочетанием органического поражения головного мозга и задержкой речевого развития.

Лечение Л. определяется происхождением и формой нарушения речи.

Ссылка на основную публикацию
Соус Кимчи что это такое, состав, рецепт в домашних условиях
Соус Кимчи – острая приправа для уникального вкуса знакомых блюд Удивительно богатый по вкусу и разнообразный в нотках аромата соус...
СОПЕЛКА — инструкция по применению, дозировки, аналоги, противопоказания — Здоровье
Пластырь для ингаляций Сопелка — инструкция по применению Дети часто сталкиваются с простудой, неприятные симптомы которой доставляют немало дискомфорта малышам...
Сопли при прорезывании зубов (Может ли быть насморк на зубы у детей, мнение Комаровского)
Насморк при прорезывании зубов: норма или признак болезни? Во время прорезывания зубов малыш становится очень капризным. У него чешутся и...
Социальные статусы и социальные роли
/ Примеры личного статуса человека.md Примеры личного статуса человека Примеры социального статуса человекаКравченко А. Социология: Общий курс. Учебное пособие для...
Adblock detector