Ребенок и сенсорная интеграция

Ребенок и сенсорная интеграция

Родителям о сенсорной интеграции

Консультация составлена учителем-дефектологом Щербининой О.В.

Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний . Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию.

Нарушение сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать! Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию», на эти вопросы может ответить специалист, работающий с теорией сенсорной интеграции.

Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной недостаточности , развивается дисфункция обработки сенсорной информации. То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребенок совсем не голоден.

У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Легко ли концентрировать внимание на словах учителя, если птицы за окном щебечут, кажется, прямо в ухо, одежда раздражает, или хочется спрятаться под парту от света люминесцентных ламп? Взрослые люди, осознающие свои предпочтения, могут корректировать ситуацию. У детей же все моментально сказывается на поведении. Однако ни для одного взрослого не секрет, что дети могут также и не хотеть есть конкретно этот суп, а шерстяной свитер не любить, потому что он не розовый. Как же отличить нарушения от сиюминутных капризов и предпочтений? При не ярко выраженных нарушениях это довольно тонкий вопрос, который лучше доверить специалистам. Весь организм, и нервная система развиваются в процессе взросления. Нелюбимые супы становятся вполне съедобными, когда тело требует больше пищи, и механизмы передачи сенсорной информации также постепенно начинают работать лучше, иногда полностью, чаще не вполне эффективно, но «терпимо».

Признаки нарушения сенсорной интеграции.

По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют?

  • Нарушения обработки слуховой информации: дети боятся громких звуков, не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще), мамино пение, тембры голоса, часто закрывают уши руками или голову подушкой или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке.
  • Нарушения зрительной системы: ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.
  • Нарушения тактильного восприятия: дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком. Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.
  • Моторные, вестибулярные дисфункции: при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво. И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).

Родители, конечно, лучше всего знают своего ребенка, но они в первую очередь родители и могут преувеличивать либо, наоборот, недооценивать проблему. Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений. В одной системе, например, тактильной, ребенок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной –малочувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство. Но паттерны, подтипы и степень сенсорных нарушений может выявить только специалист (эрготерапевт, психолог, специальный психолог, логопед, логопед-дефектолог, нейропсихолог, клинический психолог, физиотерапевт, специалист АФК, ЛФК), прошедший специальный обучающий курс по сенсорной интеграции. Для выявления симптомов дисфункции требуется проведение тщательного обследования, тестирования и профессиональной подготовки специалиста, проводящего диагностику.

Занятия сенсорной интеграцией

В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Несмотря на необычное название — секвенции — сами упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамачке, необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, стоя на балансире — выучить стихотворение… Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.

Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, предоставляет взаимодействие с ребенком и побуждение его к деятельности и активности, которые носят естественный характер. Удовольствие от движения во время терапевтического занятия помогает мотивировать ребенка и способствует обработке сенсорной информации. Задача вмешательства не только стимулировать адекватную реакцию на ощущения, но и на взаимоотношение с людьми, как взрослыми, так и детьми. Терапевтическое вмешательство должно включать в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС. На занятии специалист может предложить ребенку бинтование эластичным бинтом конечностей и тела для улучшения проприоцептивных ощущений, утяжелители и прижимание («Сэндвич»), работу с вибромассажерами и совершение «тяжелой работы»(преодоление препятствий) для этой же цели.

Читайте также:  Правила проведения наружного массажа сердца - ОХРАНА ТРУДА

Развитию вестибулярного аппарата способствуют упражнения на качелях, батуте, гимнастическом мяче и балансирах. Тактильную чувствительность балансируют с помощью упражнений с различными сенсорными материалами (крупы, краски, пластилин, тесто, пена для бритья и мыльная и т.п.)

Сенсорная интеграционная терапия дома

Идеи для вестибулярной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.

При высокой сенсорной чувствительности.

— разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

Идеи для проприоцептивной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще

— обозначайте границы передвижения с помощью яркого скотча на полу

— прививайте правило «вытянутой руки».

-Используйте вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, утяжеленные одеяла.

При высокой сенсорной чувствительности.

Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия,бисероплетение,рисование и раскрашивание.

Идеи для развития органов восприятия внешних стимулов
Идеи для обонятельной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов

При высокой сенсорной чувствительности.

— использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

Идеи для зрительной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих игрушек.

— сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами,карточками,игрушками.

При высокой сенсорной чувствительности.

— избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы

— создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам

— используйте непроницаемые шторы

Идеи для слуховой системы

При низкой сенсорной чувствительности.

Музыкальная терапия. Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

При высокой сенсорной чувствительности.

— закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки

— готовьте ребёнка к тому, что придётся посетить шумное или людное место

— создание огороженного рабочего места

Идеи для тактильной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой ,развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.

При высокой сенсорной чувствительности.

— всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди

— помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими

— постепенно знакомьте ребёнка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами

— учите ребёнка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).

Некоторые виды сенсорных нарушений, их причины и примерные способы преодоления этих проблем.

— Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.

— Жуёт все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).

— Отказывается носить определённую одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.

— Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.

— Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.

— Неуклюж,не может правильно обогнуть предмет, человека — это низкая чувствительность проприоцептивной сенсорной системы и вестибулярного аппарата. Рекомендованы занятия: подвижные игры — прыжки со скакалкой, плавание, иппотерапия, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, самокат, коньки и др.), игра с мячом, раскачивание, скольжение, игры лёжа на животе с опорой на локти, кидание предметов.

Сенсорные расстройства: советы родителям

Далеко не все родители понимают, что представляют собой проблемы в сенсорной сфере. Между тем, именно перегруженная сенсорика является причиной многих особенностей в поведении детей с аутизмом.

Вот, что рассказала в одном из интервью Кэрол Кранович — автор нашумевшей в Соединенных Штатах книги «Ребенок, потерявший синхронизацию».

  1. Начнем с основ: что такое «сенсорные проблемы»?

У детей с разлаженной сенсорной сферой центральная нервная система получает, организует и декодирует сигналы из органов чувств с нарушениями. Наше поведение неразрывно связано с мозгом, поэтому, когда мозг (который стоит во главе ЦНС) «неправильно» реагирует на обычные, заурядные раздражители, меняется и поведение человека. Сенсорные проблемы могут влиять на то, как ребенок двигается, на его эмоции, внимание, привязанность к другим людям и умение достигать поставленные задачи.

  1. Как вы пришли к изучению детей с нарушенной сенсорикой и начали о них писать?

Я более 20-ти пяти лет учила дошкольников музыке и танцам, и мне всегда не давали покоя неуклюжие дети, словно бы потерявшие координацию движений и синхронизацию рук и ног. Чтобы помочь им лучше преодолевать трудности в играх и занятиях, я заинтересовалась теорией сенсорной интеграции. Я стала лучше понимать своих учеников и теперь оказываю им необходимую помощь.

  1. Какие советы вы могли бы дать родителям детей с сенсорными расстройствами?
  • Посещайте психолога, который использует в арсенале своих средств сенсорную интеграцию.
  • К сожалению, даже в Соединённых Штатах не все доктора и педиатры имеют представление о сенсорных расстройствах. Врачам тоже нужно учиться и делать это постоянно. Хотя сенсорные расстройства – это неврологическая проблема, далеко не каждый невролог знает, как их лечить.
  • Много читайте, особенно современной литературы.
  • Вы не находитесь наедине со своей проблемой. Общайтесь с другими родителями, у которых тоже есть особые дети. Обменивайтесь опытом и знаниями.
  • Наденьте воображаемые «сенсорные очки» и спросите себя: какие ощущения (прикосновения, звуки и т.д.) могут перегружать нервную систему ребенка? Можно ли минимизировать их воздействие? Снизьте нагрузку, приглушив свет, уменьшив громкость телевизора, не приносите в дом свежую сирень и многое другое.
  • Подумайте, каких ощущений лишен ваш ребенок? Перечень может включать движения, свежий воздух, вкус здоровой пищи. Многим детям, даже без сенсорных проблем, требуется обилие движения в течении дня. Любому человеку нужно двигаться в течении минимум десяти минут из каждого часа бодрствования. Нехватка движения приводит к тому, что ребенок начинает ёрзать, теряет внимание, раздражается и плохо владеет телом. Если ребенку нужно загрузить органы чувств, найдите способ это сделать.
  1. Как можно помочь детям с сенсорными расстройствами?
  • Ежедневно ходите с ребенком на прогулку.
  • Играйте с ребенком в игры, требующие обилия движений.
  • Не забывайте о бассейне, песочнице, качелях.
  • Выгуливайте вместе с ребенком собаку и бегайте трусцой.
  • Используйте увлечения ребенка. Если он, скажем, любит динозавров, то постройте ему на заднем дворе загородного дома бассейн с водой по колено – это будет океан, бассейн с жидкой грязью – болото, большая песочница – пустыня. Все эти территории населите динозаврами. Готовьте ребенку блюда в виде динозавров. Что бы ни нравилось вашему ребенку – используйте это для насыщения всех сфер его сенсорики.
  • Поменьше электроники. Сидение перед компьютером и телевизором вредит зрению, осанке, крупной моторике, умению общаться, вовлеченности в жизнь общества и многому другому. Электронные забавы воздействую только на две области чувств — слух и зрение. А у нас их как минимум пять или даже больше, если включить в охват чувство равновесия и проприоцептивную чувствительность. Используйте их все!
  • Ребенок должен высыпаться. Дети должны просыпаться утром сами — свежими и бодрыми, а не по звонку будильника.
  1. Как унять страх, вызванный сенсорными перегрузками?
Читайте также:  BASIC LINE от PANDHY`S — уникальная возможность пережить кризис!

Каждый случай индивидуален, но вот несколько примеров:

  • Если ваш ребенок боится идти на игровую площадку потому, что его смущают крики детей, и ему не по себе в гуще людей, посещайте ее рано утром или поздно вечером, когда народа на ней мало. Будьте рядом с ребенком. Возьмите с собой мяч.
  • Если ваш ребенок хочет быть вдали от всех, пусть он покачается на качели в одиночестве, залезет через высокий забор в песочницу и вылезет обратно с десяток раз или закроется в кукольном домике и побудет там один.
  • Если же ребенок жаждет нового сенсорного опыта, ведет себя возбужденно и отчаянно, высоко раскачайте его на качели (но делайте это недолго!). Пусть он хорошенько покопается в песочнице и весь покроется грязью. Пусть скатится с горки головой вниз, а вы поймаете его на спуске.
  • Заведите большой надувной мяч и мат и занимайтесь на нем с ребенком. Можно очень мягко и при этом эффективно насытить сенсорику ребенка, заставив его выполнять подвижные упражнения на поиск баланса.
  • Что делать, если ребенок не хочет есть незнакомую еду? Внедряйте главный принцип – неспешная постепенность. Начните с того, что на блюдце рядом с тарелкой ребенка положите одно соцветие брокколи. Пусть целую неделю оно лежит там, и малыш не обязан его съедать. На следующей неделе к брокколи надо будет прикасаться одним пальцем, еще через неделю – подносить к губам. Затем нужно будет поцеловать соцветие, а потом – положите его в рот.
  • Как быть, если малыш не любит объятий и поцелуев? Перед визитом бабушек и дедушек хорошенько сжимайте ребенка в собственных объятиях, чтобы он их не ощущал как нечто свежее. Разотрите его руки и ноги губками и мочалками, чтобы кожа приглушила повышенную чувствительность. Пусть ребенок подвигает стулья и столы, пропылесосит ковер, выпьет через соломинку яблочное пюре – это его утомит и успокоит.
  • Методом проб найдите универсальные физические упражнения, которые помогают вашему малышу успокоиться, и пусть он проделывает их перед чем-то волнующим или пугающим.

Ребенок и сенсорная интеграция

Определение понятия

Сенсорной интеграцией называется происходящий в центральной нервной системе процесс организации ощущений, поступающих одновременно от разных сенсорных систем (вестибулярный аппарат, проприоцепция, осязание, слух, зрение, обоняние и вкус), который обеспечивает слаженное функционирование структур нервной системы и позволяет человеку осуществлять эффективное адаптивное взаимодействие с окружающей средой.

Благодаря данному процессу, информация, идущая одновременно по нескольким чувственным каналам, упорядочивается и объединяется в единое целое, что приводит к формированию целостного восприятия ситуации и создает возможность целенаправленного, осмысленного действия в этой ситуации. Кроме того, в процессе обработки сенсорной информации получаемые нами ощущения наделяются значением, и происходит отбор наиболее важной информации, на которой следует сконцентрировать внимание в данный момент.

Иллюстрацией процесса может служить следующий пример. Когда ребенок играет с кубиками, он ощущает их зрительно, а также кожей, мышцами и суставами кистей рук, слышит стук кубиков друг о друга, одновременно с этим его мозг получает информацию о положении тела и его частей в пространстве от вестибулярных и мышечно-суставных рецепторов, также в этот момент он может чувствовать запах готовящейся на кухне еды и слышать звуки включенного телевизора. Благодаря правильной организации в мозге комплекса поступающих ощущений, ребенок видит кубики целостно, понимает, что это именно кубики, а не что-либо другое, и может производить с ними целенаправленные действия (например, складывать башню), при этом поддерживая определенную позу тела и не отвлекаясь на несущественные в данной ситуации запахи и звуки.

Развитие процессов обработки информации происходит во время активного и разнообразного взаимодействия ребенка с окружающим миром. В первые 7 лет жизни мозг ребенка настроен, в первую очередь, на обработку сенсорной информации, восприятие и мышление ребенка опираются непосредственно на полученные ощущения, а деятельность имеет преимущественно двигательную природу. Успешное сенсомоторное развитие детей в этот возрастной период способствует дальнейшему развитию их ментальных и социальных навыков. Таким образом, сенсорная интеграция, развиваемая детьми в раннем детстве и дошкольном возрасте во время игр, говорения, двигательной активности является основой для более сложной интеграции, необходимой для освоения письма, чтения, счета и прочих учебных программ, а также для адекватного социального поведения и способности справляться с проблемами.

Дисфункция сенсорной интеграции

В случае некорректной, неэффективной переработки центральной нервной системой сенсорных импульсов, особенно в тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сферах, которые являются фундаментом остальных сфер чувствительности, можно говорить о сенсорно-интегративной дисфункции.

Согласно современным представлениям, основанным на данных многих исследований, можно выделить 4 основные группы нарушений сенсорной интеграции:

1. Диспраксия или дефицит праксиса, то есть способности к планированию новых движений, который связан со сбоем в переработке проприоцептивной, вестибулярной или тактильной информации. В эту группу входят следующие виды расстройств:

  • Дефицит билатеральной интеграции и развертывания последовательности действий, возникающий на фоне проблем с переработкой вестибулярной и проприоцептивной информации. Это легкая форма расстройств праксиса. Детям с дефицитом данного типа трудно координировать движения правой и левой сторон тела, а также выполнять заранее спланированную последовательность движений и осуществлять опережающий контроль этих движений. Например, им трудно вовремя подставлять руки в нужное место для ловли мяча или прыгать, поочередно сводя и разводя руки и ноги.
  • Соматосенсорная диспраксия или соматодиспраксия, обусловленная трудностями переработки вестибулярной и проприоцептивной, а также тактильной информации. Это более грубая форма расстройств праксиса, так как из-за плохой переработки тактильной информации у ребенка в еще большей степени страдает формирование схемы собственного тела, он плохо чувствует тело и не понимает его возможности. У таких детей будут наблюдаться как трудности, встречающиеся при дефиците билатеральной интеграции и последовательного развертывания действий, так и трудности выполнения более простых движений, требующих лишь текущих обратных связей от собственного тела. Например, эти дети могут с трудом осваивать навыки самообслуживания, одевания, застегивания пуговиц, завязывания шнурков, испытывать затруднения в использовании мелков, карандашей и т.д.
  • Постуральный дефицит, связанный с проблемами обработки вестибулярной и проприоцептивной информации. Постуральные реакции – это реакции, направленные на поддержание позы тела и равновесия. А постуральные фоновые движения представляют собой незаметное перераспределение тонуса в мышцах, необходимое для нормального движения конечностей и поддержания телом равновесия. Соответственно, постуральный дефицит выражается в трудностях поддержания позы, равновесия, а также нормального мышечного тонуса, необходимого для выполнения каких-либо действий. Этот дефицит не является непосредственно нарушением праксиса, но может лежать в основе возникновения описанных выше расстройств.
  • Слабость различения ребенком тактильных стимулов, проявляющаяся в трудностях локализации и распознавания характера прикосновений к телу. Эта слабость не является непосредственно расстройством праксиса, но, как правило, лежит в основе соматодиспраксии.

2. Дисфункция сенсорной модуляции. Под сенсорной модуляцией понимается способность центральной нервной системы к организации адекватных по силе реакций на сенсорные воздействия. Нарушение сенсорной модуляции проявляется в чрезмерной силе или слабости реагирования на сенсорные импульсы, поступающие по разным чувственным каналам. Выделяют несколько основных видов расстройств сенсорной модуляции:

  • Сенсорная защита, обусловленная повышенной силой реагирования ребенка на сенсорные ощущения и возникновением чувства опасности ощущений, которые другие люди сочли бы безвредными. Она выражается в защитной реакции ребенка на сенсорную стимуляцию по типу агрессии или избегания дальнейшего контакта. Защиты могут встречаться в любой сенсорной модальности, но наиболее распространенной считается тактильная сенсорная защита, то есть реакция бегства или агрессии на какие-либо прикосновения к телу ребенка.
  • Гравитационная неуверенность, связанная со слабостью переработки и чрезмерно сильным реагированием на вестибулярно-проприоцептивную информацию. Гравитационная неуверенность проявляется в виде страха падений и движений, связанных с отрывом ног от опорной поверхности или с отклонением тела ребенка от вертикального положения, а также в виде трудностей поддержания позы и равновесия.
  • Непереносимость движения, обусловленная дефицитом переработки и чрезмерно сильным реагированием на вестибулярные ощущения. Она выражается в сильных негативных вегетативных реакциях ребенка (тошнота, рвота, головокружение) на такие перемещения, которые другим людям показались бы безвредными.
  • Гипореактивность, то есть чрезмерная слабость реагирования на сенсорную стимуляцию какой-либо модальности. Дети с гипореактивностью могут либо вообще не замечать ощущения (например, никак не реагировать на прикосновения к телу), либо реагировать на них гораздо слабее, чем ожидается.
Читайте также:  Уколы на 1905 года - струйное введение лекарств в ЦАО - цена в Москве

3. Дефицит зрительного восприятия и зрительно-моторной координации, которые являются фундаментом таких сложных когнитивных функций, как зрительно-пространственный анализ, конструирование, чтение, рисование, письмо. Так как развитие зрительной системы во многом зависит от вестибулярной, проприоцептивной и тактильной систем, зачастую первопричиной расстройства обработки зрительных сенсорных импульсов оказывается нарушенная интеграция ощущений от данных систем.

4. Дефицит переработки слуховой и слухоречевой информации, который наиболее опасен тем, что может приводить к замедлению речевого развития и коммуникационных навыков. Ярче всего проявляется в виде трудностей в обработке и интерпретации нужной слуховой информации, когда она предъявляется в условиях среды, зашумленной другими звуками.

Создатель теории сенсорной интеграции, американский эрготерапевт и специалист по детскому развитию Э. Джин Айрес также перечисляет основные, наиболее распространенные и очевидные признаки, которые могут указать родителям на существование у их ребенка нарушений переработки сенсорной информации:

  • Гиперактивность и чрезмерная отвлекаемость ребенка.
  • Поведенческие проблемы (например, наличие агрессивных тенденций, повышенная ранимость ребенка, уход от социальных контактов).
  • Низкий тонус мышц, слабость и утомляемость, трудности координации движений.
  • Трудности ориентации во внешнем пространстве и пространстве своего тела.
  • Замедленное освоение языка и речевых навыков.
  • Трудности обучения в школе, освоения письма, чтения, математики.

Терапия, основанная на теории сенсорной интеграции

В своей книге Джин Айрес дает некоторые рекомендации родителям по поводу того, что нужно делать в случае обнаружения у ребенка признаков дисфункции обработки сенсорной информации. Дефицит интеграции сенсорных ощущений сказывается на эмоциональной стабильности ребенка и успешности выполнения им жизненных задач, что приводит к понижению его самооценки и уверенности в себе. Соответственно, родители, понимая физическую природу проблем ребенка, не должны предъявлять к нему завышенных требований, должны быть терпимыми и высказывать свое неодобрение в мягкой форме, спокойно объясняя, какое поведение приемлемо и неприемлемо в данной ситуации, и не создавая таким образом у ребенка негативный образ себя и ощущение непринятия его близкими людьми. Вместо наказаний необходимо помогать ребенку вернуть самообладание, в чем может помочь выведение его из стрессовой ситуации в тихое помещение с успокаивающей обстановкой. При этом нужно устанавливать дома четкие, понятные правила, поддерживать дисциплину путем поощрения хорошего поведения и лишения приятных вещей за плохое поведение. Также нужно постараться структурировать окружающую среду так, чтобы она помогала упорядочивать поток ощущений и мозговую активность ребенка. Здесь будут полезными выработка определенного режима дня, соблюдение ребенком порядка в комнате и использование дома элементов обстановки, которые не вызывают у ребенка негативных ощущений. И, наконец, детей нужно обучать разным играм, которые будут развивать их способности к обработке сенсорной информации, собственную активность и творческий потенциал.

Но, самое главное, что должны сделать родители при обнаружении признаков дефицита обработки сенсорной информации у своего ребенка — как можно быстрее обратиться за профессиональной помощью. Не стоит надеяться на то, что ребенок перерастет имеющиеся у него проблемы. Детский мозг пластичен, и его пластичность снижается с возрастом, поэтому коррекционное вмешательство специалиста будет тем эффективнее, чем раньше оно начнется. А все перечисленные выше поддерживающие действия родителей будут оказывать лишь дополнительное позитивное влияние, помогающее закреплять достигнутые на занятиях со специалистом результаты и делать коррекционное вмешательство более эффективным.

Сенсорно-интегративная терапия представляет собой программу коррекционного вмешательства, предполагающую активное участие ребенка в осмысленных видах деятельности, обеспечивающих ему усиленную сенсорную стимуляцию, особенно, в вестибулярной, тактильной и проприоцептивной сферах.

Данный тип терапии базируется на следующих принципах:

  • Хорошая интеграция сенсорных ощущений необходима ребенку для успешного развития, адаптивного поведения, обучения, освоения новых навыков, продуктивного реагирования на трудности. В свою очередь, продуктивное реагирование на трудности и освоение новых навыков важны для развития интеграции сенсорных ощущений.
  • Организация сенсорного восприятия и эффективного взаимодействия с сенсорными стимулами способствует развитию детей и улучшению их поведения.
  • Содержание коррекционной программы и тип сенсорных ощущений, на которые будут направлены упражнения, зависят от результатов предварительной диагностики ребенка и от того, какие цели были сформулированы специалистом и клиентами на основании этих результатов.
  • Чем позитивнее настроен ребенок на занятия, чем выше его мотивация и заинтересованность, тем эффективнее будет действовать коррекционное вмешательство.
  • Терапия основана преимущественно на игровых упражнениях, а выбор видов деятельности зависит от интересов и возможностей ребенка.
  • При необходимости по поручению специалиста отдельные элементы программы выполняются клиентами самостоятельно дома.
  • Даже если установлено наличие нарушений интеграции сенсорных ощущений, не исключается возможность, что проблемы ребенка обусловлены в том числе и другими факторами, поэтому может потребоваться подключение и других видов коррекционного вмешательства (например, сенсомоторная коррекция или психотерапия).
  • Эффективность коррекционной работы определяется тем, начал ли ребенок продуктивнее справляться с ранее непосильными ему жизненными задачами.

Особое внимание на занятиях уделяется именно тактильной, проприоцептивной и вестибулярной системам в виду того, что они являются фундаментом развития всех остальных сфер чувствительности, и, соответственно, всех поведенческих навыков и когнитивных функций (восприятие, память, речь, мышление и т.д.). Работа с тремя базовыми сенсорными сферами требует специального оснащения, поэтому отличительной чертой сенсорно-интегративного подхода является наличие специально оборудованных сенсорных комнат, включающих в себя разнообразные подвесные качели, гамаки, бревна, а также балансиры и прочие неустойчивые поверхности, тяжелые одеяла и мячи, массажеры и т.д.

Иллюстрацией игровых упражнений, которые могут использоваться специалистами для развития интеграции вестибулярно-проприоцептивных и тактильных ощущений, могут служить, например, ползание ребенка через мягкую трубу с преодолением препятствия в виде давления специалистом на верхнюю стенку трубы, качание ребенка на подвесном бревне как на «лошадке», поиск предметов в коробке, заполненной песком, или восхождение на горку снизу-вверх к любимой игрушке.

По данным многочисленных исследований, терапия в рамках сенсорно-интегративного подхода эффективна для детей с разного рода проблемами, включая, помимо перечисленных выше видов нарушений интеграции ощущений, и такие распространенные в наше время проблемы, как трудности обучения, задержка психического развития (ЗПР), синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ), расстройства аутистического спектра. Однако стоит отметить, что в основе данных расстройств может лежать не только дефицит обработки сенсорной информации, но и иные нарушения ЦНС или психологические факторы, поэтому наиболее успешным путем решения этих проблем может оказаться комбинирование в терапевтической программе упражнений из разных коррекционных подходов.

«Центр Нейропсихологического Сопровождения» является одним из учреждений, предлагающих занятия по сенсорной интеграции в Москве. Центр оснащен специальным оборудованием, необходимым для терапевтической сенсорной стимуляции, а наши специалисты-нейропсихологи всегда готовы оказать вашему ребенку профессиональную помощь.

Ссылка на основную публикацию
Расшифровка и нормы для АФП онкомаркера в анализе крови
Анализ на альфа-фетопротеин (АФП) Нормальные значения альфа-фетопротеина В таблице представлены нормальные (референсные) значения величины данного белка. Стандартными единицами для измерения...
Распад опухоли это хорошо или плохо Синдром распада опухоли, симптомы и признаки
Онкологические заболевания Онкологические заболевания – это патологии, течение которых сопровождается формированием опухолей из собственных клеток организма, которые имеют различную гистологическую...
Распознаем стадии геморроя, основные виды и типы
Какой бывает геморрой В большинстве случаев геморрой начинается незаметно. Течение болезни довольно “неспешное”, переход от одной стадии болезни к другой...
Расшифровка результатов кольпоскопии шейки матки
Результаты кольпоскопии Атипичные клеточные элементы, которые обнаружены при цитологическом исследовании мазка с поверхности шейки матки и цервикального канала, как и...
Adblock detector