Функциональная дислалия формы, причины и коррекция

Функциональная дислалия формы, причины и коррекция

Дислалия патогенез

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Кафедра коррекционной педагогики

по дисциплине «Логопедия. Дислалия»

«Функциональная дислалия»

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Уровень образования

Профиль подготовки «Логопедия»

Студентка 1 курса, очной формы обучения

Чертовикова Элеонора Вячеславовна

Доцент кафедры образования

и педагогических наук

Рыжова Ольга Семёновна

Содержание

Функциональная дислалия ………………………………………………… 3

Причины функциональной дислалии …………………………………….. 3

Коррекция функциональной дислалии ……………………………………. 7

Функциональная дислалия

Функциональная дислалия – дефекты звукопроизношения, обусловленные
нарушением функционирования корковых отделов речедвигательного или
речеслухового анализатора либо неправильным воспитанием речи.
Проявляется моторной (искажение) или сенсорной (смешение, замены)
неточностью произношения фонем. Форма дислалии и ее вид
устанавливается в ходе логопедического обследования. Первостепенное
внимание уделяется оценке сформированности речевого праксиса и
фонематических процессов. Коррекция недостатков речи функционального
характера направлена на формирование артикуляционных укладов и
фонетико-фонематических процессов, создание благоприятного речевого
окружения.
Общие сведения
Как отдельная речевая патология, функциональное косноязычие впервые
было выделено профессором-фониатром М. Симаном в 1955 году. В
логопедии функциональные расстройства звукопроизношения
противопоставлены механической дислалии, вызванной органическими
нарушениями строения периферических органов речи, и дизартрии,
связанной с нарушениями их иннервации. При функциональной
форме дислалии анатомические дефекты и иннервационная недостаточность
отсутствуют, неточность произношения фонем связана с незавершенным
созреванием центрального речевого аппарата либо с пробелами воспитания.
Своевременно нескорректированные дефекты артикуляции и
фонематического слуха в последующем служат базой для формирования
нарушений письма и чтения.

Причины функциональной дислалии
У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического
речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена,
физический слух сохранен. Выявляемые произносительные дефекты
обусловлены нарушением протекания нейродинамических процессов в коре
головного мозга. Функциональная дислалия может быть вызвана как
биологическими, так и социальными (педагогическими) факторами:

Биологические предпосылки . Включают задержку психоречевого
развития, соматическую ослабленность ребенка вследствие частых
инфекционных заболеваний, хронических патологий, гиповитаминозов
, расстройств питания (дистрофий). Нарушение общего физического
развития предопределяет нейродинамический дефицит, который
выражается в ослаблении тонких дифференцировок в речеслуховом или
речедвигательном анализаторе. Артикуляционные движения неточны,
речевые кинестезии нечеткие, фонематический слух недоразвит.

Социальные предпосылки . К ним относятся случаи неправильного
воспитания речи детей: подражание родителей лепетному
произношению дошкольника, усвоение ребенком дефектных образцов
речи взрослых (картавости, смазанности звучания, диалектных черт).
На становлении детской речи отрицательно сказывается нахождение в
двуязычной среде – в этом случае особенности звукопроизношения,

нормативные для одного языка, могут переноситься в другой, где не
являются нормой. Наконец, причиной дислалии может выступать
позднее обращение к логопеду или педагогическая запущенность, когда
взрослые не обращают внимания на дефектное произношение и не
участвуют в развитии речи ребенка.

Патогенез
Механизм возникновения функциональной дислалии связан с
несбалансированностью и слабостью динамики нервных процессов в
головном мозге. Корковые отделы речеслуховой и речедвигательной систем
без патологии, но равновесие возбуждения и торможения в них нарушено,
раскоординировано. Характер ведущего дефекта определяется локализацией
нарушений корковой нейродинамики. Если данное явление затрагивает центр
моторной реализации речи (зону Брока), возникает преимущественно
моторная недостаточность: первично страдает воспроизведение фонем,
вторично – речевой слух. При локализации нейродинамических нарушений в
сенсорной речевой зоне (центре Вернике) первичным дефектом являются
недостатки звуковосприятия и звукоразличения; на этом фоне в
экспрессивной речи возникают смешения и замены фонем.

Классификация
На основании патогенетического подхода, учитывающего преобладание
речеслуховой или речедвигательной недостаточности, выделяют три формы
функциональной дислалии: моторную, сенсорную и смешанную. Данная
классификация рассматривает психофизиологические механизмы речи,
которые нарушены у ребенка и требуют логопедической коррекции в первую
очередь:

Моторная дислалия . Обусловлена недостаточной готовностью
органов артикуляции выполнять сложные речедвигательные акты:
удерживать язык и губы в нужной позиции, переключаться с одной
артикулемы на другую. В результате моторной неловкости и
недифференцированности движений органов речи вместо правильного
звукопроизношения закрепляется дефектное.

Сенсорная дислалия . Вызвана недоразвитием речевого слуха,
ведущим к затруднению узнавания и различения оппозиционных
звуков. При данной форме косноязычия не сформирована
фонематическая система языка.

Сенсомоторная (смешанная) дислалия . Моторные и сенсорные акты
тесно взаимосвязаны между собой, поэтому в основе дефектного
произношения могут лежать сочетанные нарушения. Так, при
сенсорной недостаточности страдает формирование звуковых
кинестезий, а неточность произношения, в свою очередь, отрицательно
сказывается на выработке слуховых дифференцировок.

Кроме характера функциональных сдвигов в центральном звене
речеобразования, при классификации учитывают ведущий дефект –
фонетический или фонематический. В соответствии с этим критерием
дислалия делится на несколько видов:

Акустико-фонематическая . В ее основе – неумение ребенка различать
на слух акустически близкие фонемы. Дефекты звукопроизношения
представлены либо отсутствием звуков, либо их смешением или
заменами. Все звуки произносятся нормативно, не искажаются.

Артикуляторно-фонематическая . Нормативная артикуляционная база
не сформирована, поэтому вместо правильных ребенок использует
артикуляторно более простые или близкие звуки. На основе схожести
фонем по месту или способу образования возникают их замены либо
смешения.

Артикуляторно-фонетическая . Нарушения затрагивают
фонетический уровень речи при полной сохранности фонематических
процессов. Проявляется звуковыми искажениями – использованием в
речи неправильных вариантов того или иного звука. Полное отсутствие
звука встречается редко.

Симптомы функциональной дислалии
Различные формы косноязычия имеют общие проявления, вместе с тем,
каждая из них характеризуется своим особым набором признаков.
Несформированность речевых умений выражается в замене звуков сходными
по артикуляции или акустическим свойствам, смешении (нестойком
употреблении), искажении (ненормативном произношении) или отсутствии.
Страдают только согласные, произношение и различение гласных остается
правильным. Нарушение может затрагивать отдельные звуки внутри одной
фонетической группы или различные группы звуков (сонорные, свистящие и
шипящие). Мягкие и твердые звуки нарушаются в равной мере.
При акустико-фонематическом варианте звуки опознаются неверно, что
сопровождается неправильным восприятием слова (вместо «бочка» –
«почка», вместо «гора» – «кора»). Ребенок смешивает и заменяет фонемы,
сходные по акустическим признакам (звонкие и глухие, твердые и мягкие,
соноры (р-л), шипящие и свистящие). Редко наблюдается полное отсутствие
той или иной фонемы по причине того, что ребенок не выделяет ее на слух ни
в речи окружающих, ни в своей речи.
Артикуляторно-фонематическая форма дислалии может протекать двояко.
В первом случае из-за несформированности артикуляторных укладов ребенок
использует звуки, более простые по артикуляции. При другом варианте,
несмотря на усвоение всех артикуляторных позиций, ребенок путает
положение языка и губ, произнося слова то правильно, то неверно. Замены и
смешения касаются звуков, близких по способу или месту образования:
шипящих и свистящих (крыша» — «крыса»), смычно-взрывных передне- и
заднеязычных («Толя» — «Коля»), твердых и мягких пар звуков («мал» —
«мял»), соноров («рука» — «лука»), аффрикат («цапля» — «чапля»).
Произносительные дефекты при артикуляторно-фонетической форме
представлены различными видами ротацизма, сигматизма, ламбдацизма,
неточностью произношения небных звуков (каппацизмом, гаммацизмом,
хитизмом, йотацизмом). Неправильный вариант звука (аллофон) близок по
звучанию к нормированному, поэтому без труда распознается окружающими
(например, картавое «р»). Искаженная артикуляция прочно закрепляется в

фонетической памяти ребенка и самостоятельно не исчезает, однако никак не
влияет на письмо.

Осложнения
Дефектное произношение, прежде всего, отражается на коммуникативной
функции: сверстники с трудом понимают речь ребенка-дислалика,
высмеивают и передразнивают его. Это может самым негативным образом
отразиться на психическом здоровье, став причиной замкнутости,
невротических расстройств, девиантного поведения у детей. Функциональная
дислалия, а именно ее акустико-фонематическая и артикуляторно-
фонематическая формы, вызывает затруднения звукового анализа и синтеза,
что в школьные годы проявляется ошибками на письме (дисграфией) и при
чтении (дислексией). Ребенок допускает ошибки как при письме под
диктовку, так и при написании творческих работ – сочинения, изложения.
Следствием этого служит неуспеваемость по гуманитарным предметам, что
еще больше усугубляет социальную отверженность и уход в себя.

Читайте также:  Информация по теме О компании BOYARD Платформа знаний BOYARD

Диагностика
Определение формы дислалии (механической, функциональной) и вида
последней проводится в рамках консультации логопеда. Полученные в ходе
логопедической диагностики данные имеют ключевое значение для
планирования тактики коррекционно-педагогического воздействия. Во время
диагностики используется материал и задания, соответствующие возрасту
обследуемого.

Сбор анамнеза . Осуществляется в ходе беседы со взрослыми —
родителями или другими представителями ребенка. Основные
интересующие вопросы касаются течения антенатального периода,
доречевого и речевого развития ребенка, перенесенных в раннем
детстве заболеваний, наличия в семье дефектов произношения и
двуязычия. Логопед может попросить предоставить заключения
невролога, отоларинголога, педиатра о состоянии здоровья ребенка.

Оценка речевой моторики . Для обследования артикуляторного
праксиса ребенка просят выполнить ряд специальных упражнений:
открыть и закрыть рот, вытянуть в трубочку и растянуть в улыбке губы,
высунуть широкий и узкий язык и др. При этом оценивается объем,
точность, активность, темп выполнения движений, мышечный тонус.

Обследование звукопроизношения . Ребенку предлагают назвать
изображенные на картинках предметы. Дидактический материал
подбирается таким образом, чтобы предъявляемый звук находится в
различных позициях: в начале, середине и на конце слов. При этом
выявляется характер дефектного звукопроизношения: замена, пропуск,
смешение, искажение звуков.

Проверка фонематического слуха . На данном этапе особое внимание
уделяется проверке дифференциации фонем, сходных по звучанию или
артикуляции. Ребенка просят повторять за логопедом слоги (са-ша, да-
та), предъявляют картинки с изображением предметов, обозначаемых
словами с оппозиционными согласными.

Практическую сложность может представлять дифференциальная
диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии – при последней
также имеет место нечеткость и смазанность артикуляции, однако также
будет отмечаться паретичность или дистония мышц, нарушения речевого
дыхания и просодики. Внутри функционального косноязычия наибольшую
трудность представляет разграничение артикуляторно-фонематической и
акустико-фонематической формы дислалии.

Коррекция функциональной дислалии
При выборе приоритетного направления ориентируются на структуру
речевого дефекта. Так, при акустико-фонематической дислалии главным
вектором будет являться развитие фонематики, при артикуляторно-
фонетической дислалии – речевой моторики, при артикуляторно-
фонематической – обоих процессов в равной степени:

Развитие артикуляционного праксиса . Достигается путем
тренировки мышц, участвующих в произношении «трудных звуков», и
уточнения артикуляционных поз. С этой целью рекомендуется к
выполнению специальный комплекс артикуляционной гимнастики,
упражнения на выработку направленной воздушной струи,
логопедический массаж. Только после этого переходят к
звукопостановке, закреплению и дифференциации вызванных звуков.

Развитие фонематических процессов . Ведется параллельно с работой
над артикуляцией. Включает формирование слухового внимания,
памяти, различения фонем. Ребенку объясняют отличия в
артикуляционном укладе и характеристиках смешиваемых фонем.
Используются игры на звукоподражание, узнавание неречевых звуков,
упражнения на звуковой анализ и синтез.

Кроме тренировки навыков во время логопедических занятий, необходима их
многократная отработка в группе детского сада и дома (повторение
упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, выполнение
домашних заданий в рабочей тетради, заучивание чистоговорок и стихов).
Только после закрепления сформированных речевых умений в ситуациях
свободного общения логопедическая работа может считаться законченной.

7

«,»canDownload»:null,»canEdit»:null,»canDelete»:null,»canReport»:null,»canReview»:null,»averageShapeVotes»:null,»averageStatsVotes»:null,»reviewsCount»:0,»averageVotes»:»0.0″,»userVote»:null,»previewLimit»:1,»advEnabled»:true,»totalVotes»:null,»title»:»u0424u0443u043du043au0446u0438u043eu043du0430u043bu044cu043du0430u044f u0434u0438u0441u043bu0430u043bu0438u044f, u0420u0435u0444u0435u0440u0430u0442u044b u0438u0437 u041bu043eu0433u043eu043fu0435u0434u0438u044f»,»isPremiumEnabled»:true,»hasQuizcardSet»:null,»alreadyDownloaded»:null,»isStripTagEnabled»:false,»reviews»:null,»widgetQuizQuestion»:null,»userReview»:null>» data-translations=»[]» data-navigation=»[]» data-locale=»ru» data-router=»true» data-rootUrl=»/ru/funkcionalnaya-dislaliya/5152710/» >

Дислалия ( Косноязычие )

Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

МКБ-10

  • Причины
    • Причины механической дислалии
    • Причины функциональной дислалии
  • Классификация
  • Симптомы дислалии
  • Диагностика
    • Дифференциальная диагностика
  • Коррекция дислалии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

Причины

Причины механической дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков.
  • макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык). Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием
  • толстые, малоподвижные губы. При аномалиях губ отмечаются дефекты губных и губно-зубных звуков.

Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:

  • неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией);
  • аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.);
  • высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

Причины функциональной дислалии

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.

  • Социальные факторы: подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.
  • Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД), способствующая запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Классификация

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на:

  • моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора). При моторной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).
  • сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме.
  • сенсомотрную. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.
Читайте также:  Индовазин инструкция по применению, аналоги, состав, показания

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют дислалию:

  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
  • Ламбдацизм — недостатки произношения [л] и [л’]
  • Сигматизм — недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
  • Хитизм — недостатки произношения [х] и [х’]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

  1. Пропуск звука — его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).
  2. Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
  3. Смешение звуков — ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно). В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
  4. Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностика

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Дифференциальная диагностика

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

  1. Подготовительный этап. При механической дислалии необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логомассаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
  2. Этап формирования первичных произносительных навыков. Включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
  3. Этап формирования коммуникативных навыков. На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 2-3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии — от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Коррекция механической дислалии

Механическая дислалия — одна из самых частых причин обращения к логопеду. При этом нарушении ребенок (или взрослый человек) не может четко проговаривать некоторые буквы (р, л, к), обогащает речь свистящими и шипящими звуками, причиной чего являются анатомические аномалии развития и иногда гласных звуков

Механическую дислалию еще называют органической, а коррекция всегда включает логопедические и медицинские мероприятия.

Читайте также:  Подсолнечное масло от запора виды и правила применения

Общие сведения о механической дислалии

Механическая дислалия возникает на фоне анатомических аномалий строения речевого аппарата: отсутствие рубцов, неправильный прикус, серьезные патологии зубочелюстной системы, недоразвитость языка, губ или нижней челюсти и другие.

Впервые феномен дислалии был описан в начале XIX века в Европе, но со временем описание и определение менялось. Самое обширное описание речевой особенности встречается в работах отечественных специалистов второй половины XX столетия.

Механическая дислалия может возникнуть в любом возрасте. Обычно ее наличие не мешает человеку нормально жить и общаться, но в некоторых случаях произношение доставляет психологический дискомфорт и трудности в общении с людьми, поэтому коррекция необходимо в любом случае. В ней принимает участие хирург, ортодонт и логопед.

Этиология и патогенез механической дислалии

Этиология механической формы дислалии — повреждения периферического речевого аппарата в любом возрасте. В результате этих повреждений или врожденных аномалий развития артикуляционного аппарата возникают фонетические искажения речи или трудности со звукопроизношением.

При наличии щели между зубами и челюстями возникает избыток шипящих и свистящих звуков в речи, неправильное произношение сонорных согласных, губно-зубных, взрывных и иногда гласных звуков.

Неполное смыкание губ из-за аномалий строения губы (например, заячья губа) приводит к неправильному произношению губных и губно-зубных согласных, а также гласных, произношение которых требует выпячивание губ и придание им округлой формы (например, о, у).

Недоразвитость языка, укороченная уздечка становятся причиной трудностей с шипящими, сонорными согласными. Речь зачастую в целом неразборчива.

Причины механической дислалии

Причинами механической дислалии могут быть аномалии строения любой части речевого аппарата: зубочелюстной системы, языка, губ, различные травмы, переломы, разрывы мышц, рубцевание тканей.

Принято выделять 3 группы причин:

  • Дефекты зубочелюстной системы: неправильное расположение зубов или их отсутствие, неправильный прикус, дефекты челюстей. Эти аномалии могут быть наследственными, приобретенными во время внутриутробного развития или в результате травмирования, вредных привычек, заболеваний.
  • Дефекты твердого или мягкого нёба: высокий или пологий свод, отсутствие или расщепление маленького язычка.
  • Дефекты строения языка и губ: короткая подъязычная связка, увеличенный или укороченный язык, тонкие или толстые губы. К приобретенным дефектам относятся травмы, рубцевание в результате ошибок, совершенных во время хирургических или стоматологических манипуляций.

Иногда дефекты являются следствием родовых травм, рахита и искусственного вскармливания.

Симптомы механической дислалии

При механической дислалии обнаруживаются искажения звукопроизношения: речь человека нечеткая, некоторые звуки “выпадают”. К наиболее распространенным симптомам относят:

  • искажения в произношении звуков;
  • трудности с некоторыми фонемами, которые требуют схожих артикуляционных действий.

В зависимости от аномалии, лежащей в основе дислалии, могут быть трудности со звуками, для которых требуется округлять губы, поднимать язык к небу, смыкать челюсти.

Наибольшие трудности вызывают звуки, произносимые при единовременной работе губ, языка и челюстей. При произнесении согласных присутствует посторонний шум (свист, шипение), гласные сопровождаются призвуками. Речь в целом кажется бессвязной.

Механическая дислалия всегда видна невооруженным взглядом. Дефекты опознаются при визуальном осмотре: слишком выпирающая верхняя или нижняя челюсть, расщелина между зубами, неправильное расположение резцов.

За счет очевидности первопричины механическую дислалию можно определить на ранних стадиях и своевременно приступить к коррекции.

Осложнения

Осложнениями механической дислалии являются трудности с социализацией в детском возрасте, что приводит к неумению выстраивания взаимоотношений в будущем.

Картавость, гнусавость могут стать причиной насмешек сверстников, и это очень болезненно переносится детьми. Психологическая травма лежит в основе последующих нервозности и комплексов.

Механическая дислалия в школьном возрасте вызывает трудности с чтением и письмом, которые в сочетании с психологическим дискомфортом и неуверенностью в себе приводят к неуспеваемости, отказу от обучения, асоциальному поведению и социальной дезадаптации.

Диагностика

Механическая дислалия является предметом изучения логопедов и специалистов медицинской направленности, поэтому диагностика всегда многоэтапна.

  1. Логопед анализирует строение и подвижность органов речи, диагностирует способности звукопроизношения и фонематического слуха. Далее формируется заключение, в котором указывается форма речевого нарушения, его разновидность и вид (сигматизм, ротацизм).
  2. В ходе медицинского обследования может потребоваться коррекция хирурга, стоматолога-хирурга, ортодонта, челюстно-лицевого хирурга.

В рамках медицинской диагностики могут быть назначены рентген, ОПТГ, телерентгенографии, а также показано изготовление контрольно-диагностических моделей.

Коррекция механической дислалии

Коррекция почти всегда требует медицинского вмешательства и работы логопеда. Большинство пациентов нуждается в хирургических манипуляциях челюстно-лицевой области или ортодонтической и других видах стоматологической помощи.

Легче всего исправить проблему в 5-6 лет. В этом возрасте стоматологическая коррекция может заключаться только в специфических упражнениях, направленных на устранение осложнений неправильного развития зубов и челюстей.

Лечение осуществляется в три этапа:

  • подготовительный (диагностика, сбор анамнеза, определение схемы терапии, работа специалистов-медиков);
  • закрепление навыков правильного произношения;
  • установление четко сформированных приемов коммуникации.

Продолжительность коррекции определяется возрастом пациента, степенью тяжести анатомического дефекта и дислалии и конкретикой заболевания.

Сначала назначаются хирургические мероприятия (пластическая коррекция языковой уздечки или губы), затем ортодонтические (исправление прикуса, устранение щелей между зубами). Только после устранения анатомических аномалий в работу вступает логопед.

Логопедическая работа с детьми проводится в игровой форме. Ребенка нужно научить правильно дышать (через нос), правильно располагать язык, губы и челюсти во время произношения определенных звуков. Коррекция всегда начинается с подражания.

После выработки рефлексов логопед приступает к постановке произношения.

В некоторых случаях коррекция завершается психотерапевтическим вмешательством, чтобы ускорить социализацию ребенка.

Прогноз и профилактика

Прогноз комплексного своевременного лечения расстройства в большинстве случаев положительный. Чем раньше дислалия механического типа была устранена, тем больше шансов, что ребенок не будет отставать от сверстников в успеваемости и иметь проблему с общением. Лучший возраст для коррекции — дошкольный.

Практически всегда коррекция занимает много времени, в течение которого осуществляются все необходимые медицинские и логопедические манипуляции.

За этот период важно не отбить у ребенка желание заниматься, поэтому здесь важен профессионализм логопеда и поддержка родителей.

Профилактика механической дислалии должна начинаться еще на этапе планирования беременности, ведь многие аномалии развития связаны с неправильным образом жизни матери, особенно во время первого триместра.

К профилактическим мерам относится своевременное обращение к специалистам.

Например, первое посещение стоматолога нужно планировать на 6-месячный возраст малыша, чтобы можно было предположить возможные проблемы с зубами или прикусом в будущем.

По возможности следует исключить искусственное вскармливание. Если это невозможно, необходимо для профилактики посещать педиатра, с момента произнесения первых слов и словосочетаний отвести ребенка к логопеду.

Упражнения и игры, направленные на расширение словарного запаса, постановку произношения и развитие речи, родители могут проводить дома самостоятельно.

Механическая дислалия может быть предупреждена с самого раннего детства. Это распространенная патология, которая со временем становится все более ощутимой для ребенка, подростка, взрослого.

Если пустить течение заболевания на самотек, в будущем оно может привести к состояниям, практически не поддающимся коррекции. Чтобы избежать серьезных осложнений, нужно обращать внимание на речь ребенка с самого раннего детства и не игнорировать неправильное произношение, картавость и гнусавость.

Ссылка на основную публикацию
Фосфалюгель инструкция, состав, показания, действие, отзывы и цены
Фосфалюгель (Phosphalugel) Маалокс Действующее вещество: Содержание 3D-изображения Состав и форма выпуска Фармакологическое действие Фармакодинамика Показания препарата Фосфалюгель Противопоказания Применение при...
Физраствор для ингаляций как применять в домашних условиях
Физраствор для ингаляций: применение для детей и взрослых При кашле у ребенка и взрослого полезно делать ингаляции с физраствором, который...
Физраствор при насморке у детей лечение Натрием хлоридом новорожденных и грудничков, сколько капать
Учимся промывать нос ребенку Заразиться простудой могут даже самые маленькие дети. Если школьники переносят насморк и заложенность носа достаточно легко,...
Фосфалюгель; инструкция по применению, описание, вопросы по препарату
ФОСФАЛЮГЕЛЬ Действующее вещество Состав и форма выпуска препарата ◊ Гель для приема внутрь белого или почти белого цвета, гомогенный после...
Adblock detector