Что должен уметь ребенок в 4 месяца критерии развития мальчика, девочки

Что должен уметь ребенок в 4 месяца критерии развития мальчика, девочки

Малышу 4 месяца

В этом возрасте малыш подготавливается к новому этапу младенчества, когда появляется чёткая взаимосвязь между желанием и действием.

Малышу 4 месяца: РАЗВИТИЕ

В этом возрасте малыш подготавливается к новому этапу младенчества, когда появляется чёткая взаимосвязь между желанием и действием. Малыш учится сначала осознавать, а затем совершать действие, но в этом ему требуется помощь близких людей: мамы, папы и братика/сестрички.

Развиваем моторику

Малыш умеет приподнимать голову, лёжа на спине, изгибаться корпусом, ложиться на бочок, и теперь ему хочется научиться переворачиваться на живот. Обычно с первого раза ему этот навык не даётся, и он хмурится, может обидеться на весь мир. Поддержите кроху и покажите, как это сделать удобнее всего. Для этого покажите малышу яркую игрушку и положите рядом с ним, но так, чтобы он не мог дотянуться до неё лёжа на спине. Затем слегка потяните его за руку в сторону игрушки, перекиньте ножку и помогите полностью перевернуться на живот. Проделав этот маневр несколько раз с вашей помощью, малыш сможет его повторить уже самостоятельно. Также будет хорошо, если Ваш старший ребёнок на своём примере покажет крохе, как можно менять положение своего тела.

Поддержите малыша и тогда, когда он захочет приподниматься на руках. Для этого склонитесь над крохой, когда он лежит на животе, и протяните к нему руки — в ответ он вытянет корпус к вам навстречу.

Кроме того, помогайте ребёнку учиться управлять своим телом. Для этого кладите привлекательные игрушки в стороне от него, чтобы он изгибался корпусом или, наоборот, тянулся, доставая их.

Интересной также будет игра, побуждающая ребёнка к более цепкому схватыванию. Для этого вложите в его руку предмет и сожмите кулачок, противопоставляя большой палец другим. Затем слегка потяните игрушку на себя – малыш постарается её удержать.

Развиваем зрительное восприятие

Учите ребёнка наблюдать за предметами из разных положений: лежа на спине, на животе, на боку, в «кенгурушке» у взрослого. Показывайте ему интересные игрушки и перемещайте их по разным траекториям, затем приближайте к лицу и постепенно удаляйте.

Чтобы развить наблюдательность ребёнка, показывайте ему знакомые предметы, а затем похожие, но незнакомые. Например, сначала игрушечную кошечку, затем игрушечную собачку, желательно схожих цветов. Создавайте малышу условия для исследования нового предмета, подбадривайте его и поощряйте. Также для этой цели прекрасно подойдут самодельные плакаты: их с большой радостью нарисует ваш старший ребёнок.

Развиваем слуховое восприятие

Включайте в игры с ребёнком различные предметы, издающие звук: пищащие резиновые игрушки, колокольчики, кольца с бубенцами. Давайте малышу возможность отыскать источник звука, внимательно его осмотреть и пощупать. Полезно вкладывать звенящий предмет в его руки, чтобы он сам пробовал извлекать звук. Постепенно усложняйте связь между звуком и действием. Например, подвесьте уже знакомый малышу бубен в поле его зрения, но так, чтобы он не мог до него дотянуться. Затем привяжите к бубну верёвочку с кольцом на конце и протяните малышу. Звук будет издаваться только тогда, когда ребёнок начнёт дёргать за верёвочку.

Также следует научить кроху выделять звук, который издаёт он сам, из окружающего шума. Для этого вложите в руку малыша лёгкую погремушку, а старшему ребёнку дайте колокольчик – путь они попробуют себя в роли музыкального дуэта. И если вначале малыш может отвлекаться на звук колокольчика, то через какое-то время он уже будет полностью сконцентрирован на звучании своей игрушки.

Развиваем речь

Поддерживайте первоначальные навыки речи ребёнка – «гуление», и постепенно приобщайте его к новым звукам. Например, поиграйте с ним в своеобразную «перекличку»: повторяйте за ним его же звуки, а затем произносите новые, но похожие по звучанию (агу – агы, уа – оа). Обязательно делайте паузы, чтобы малыш мог включиться в общение. И непременно хвалите его за каждую попытку – ваша поддержка для него очень важна. К этой игре можно подключать и вашего первенца – он будет повторять за вами звуки с не меньшим удовольствием, а младший ребенок научится распознавать одинаковые звуки, произнесённые разными голосами.

Малышу 4 месяца: ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

Ваш малыш уже заметно подрос. За последний месяц он «вытянулся» на несколько сантиметров, и увеличил массу на 600 – 700 грамм. А сколько появилось новых навыков! Малыш с интересом изучает окружающий мир, тянет к вам ручки, приветствует вас радостным гулением. Следите за успехами крохи и поощряйте каждое проявление его инициативы.

Малыш только-только научился самостоятельно переворачиваться на живот, и теперь с удовольствием изучаем возможности этого положения. Чаще всего он опирается на ладони, выпрямляет руки и приподнимает корпус. С такого «наблюдательного поста» очень удобно смотреть по сторонам. Едва освоившись с положением лежа на животе, малыш пытается научиться ползать: приподняв корпус, он неуверенно переставляет руки. Правда, продвинуться ему удаётся разве что на пару сантиметров, и это нормально. Ребёнок в совершенстве освоит ползание только через несколько месяцев, а пока необходимо заложить основу будущего навыка.

Также малыш учится сидеть, но только с поддержкой взрослого и непродолжительное время. Не стоит слишком усердствовать с этим упражнением: ребёнок будет уверенно сидеть только в 6-7 месяцев.

Зато что малыш умеет делать очень хорошо, так это доставать и хватать игрушки. Если его привлекает какой-то предмет, то он тянется к нему практически из любого положения: лежа на спине, на животе, на боку, находясь на руках у взрослого. Прежде чем дотянуться до игрушки, ребёнок отыскивает её глазами – это очень важный показатель, который свидетельствует о том, что малыш сознательно координирует свои действия. Добравшись до желаемого предмета, он долго ощупывает его руками, а затем тянет к себе в рот. Не спешите отнимать игрушку: малыш развивает тактильное восприятие, обследуя различные предметы дёснам.

К этому возрасту малыш уже хорошо запоминает внешность близких людей, и визуально может отличить «своих» от «чужих». Появляется и большой интерес к новизне. Если раньше кроху привлекали игрушки, которые лишь незначительно отличались от ранее изученных, то теперь он может обратить внимание и на предметы совершенно другой категории. Так что не удивляйтесь, если малыш вдруг потянет руку к мобильному телефону с цветным корпусом, который он случайно заметит у вас в руках.

Малыш хорошо различает знакомые и незнакомые голоса, и всегда ищет говорящего глазами. Если это мама или папа, то он улыбается, внимательно вслушивается, и радуется, когда слышит обращение к себе. Он прекрасно различает интонации, и понимает, когда вы довольны, а когда сердитесь. Строгий голос может его расстроить и даже напугать, и тогда он заплачет. Зато в ответ на ласковое обращение он обязательно улыбнётся.

Ребёнок всё чаще играет со звуками, которые ему удаётся издавать при помощи слюны. По мнению педиатров, это предпосылки появления гортанных звуков ([кх], [хы]) а также звуков, произносимых сомкнутыми губами ([б], [в], [м]).

Также малыш продолжает гулить и повторять за вами отдельные гласные звуки. Почаще разговаривайте с крохой, и его «начальный лексикон» будет постепенно обогащаться.

Малыш с удовольствием общается со взрослыми, и настойчиво требует внимания. Он радуется, когда рядом находятся близкие, а когда никого нет, он напоминает о себе целым комплексом звуков. Это может быть гуление, «покрякивание», вскрикивания, и значительно реже – плач. Интересно, что малыш сначала подаёт какой-то сигнал, а потом ждёт реакции, и только если к нему никто не походит, он повторяет свой призыв вновь.

Малышу 4 месяца: ПИТАНИЕ

В возрасте 4-х месяцев рекомендуется продолжать грудное вскармливание или питание адаптированной молочной смесью детей, находящихся на искусственном вскармливании. Объем питания составляет 1/6 от веса ребенка: 800-1000мл в сутки. Количество кормлений обычно уменьшается до 5-ти раз в сутки, с 4-х часовым интервалом между кормлениями и 6-ти часовым ночным перерывом.

К 4-х месячному возрасту желудочно-кишечный тракт ребенка становится более зрелым: созревают ферменты, местный иммунитет, угасает рефлекс «выталкивания ложки» и ребенок приобретает способность глотать более густую пищу. В ряде ситуаций (недостаточное количество грудного молока, недостаточная прибавка в весе, стойкие нарушения работы кишечника) в этом возрасте уже можно начать введение прикорма. Но делать это следует только после консультации с педиатром, который и порекомендует Вам последовательность введения продуктов прикорма.

Прикорм не рекомендуется водить раньше четырех месяцев, так как:

— если прикорм заменит хотя бы одно грудное кормление, то уменьшится выработка молока, а, значит, малыш получит меньше энергии, необходимых пищевых веществ и защитных компонентов, которые содержатся в грудном молоке;

— кишечник ребенка еще не подготовлен к приему какой-либо другой пищи, что увеличивает риск появления расстройств пищеварения и аллергических реакций.

Прикорм нежелательно вводить позднее шести месяцев, потому что:

— грудное молоко уже не справляется с тем, чтобы полноценно обеспечить подросшего малыша энергией и питательными веществами в требуемом объеме, а также удовлетворить возросшие потребности в микроэлементах;

— более позднее введение прикорма приводит к задержке роста;

— не развиваются жевание и другие важные навыки, мелкая моторика – держание ложки в руке;

— психоэмоциональное развитие ребенка тормозится в связи с отсутствием позитивного восприятия новых вкусовых ощущений.

Физическое, психическое и речевое развитие младенца: что должен уметь ребенок в 4 месяца?

Вашему малышу исполнилось 4 месяца! Он больше не похож на того малоподвижного и беспомощного младенца, которого вы принесли из роддома. Теперь это пухлощекий карапуз с любопытными глазками и улыбчивым личиком. Его уже не беспокоят колики, боли и беспричинные страхи: он освоился в новом мире и готов приступить к его исследованию.

Активное взаимодействие с окружающим миром, стремительное развитие психоэмоциональной сферы и постепенное угасание рефлексов новорожденного – вот главные достижения четырехмесячного ребенка.

Физическое развитие

Тело малыша сильно изменяется: грудная клетка увеличивается, конечности удлиняются, и разница между объемами головы и туловища сглаживается. Пропорции его тела все больше начинают напоминать пропорции взрослого человека.

Ребенок продолжает расти: в 4 месяца нормальный рост должен составлять 60–63 см, вес – 6–7 кг. У некоторых детей в этом возрасте появляются первые зубки.

Угасание рефлексов новорожденного

В 4 месяца продолжается угасание рефлексов новорожденного. Проверить их наличие или отсутствие несложно, однако тестированием младенца должен заниматься не родитель, а врач-невропатолог:

  1. Положите кроху на ровную поверхность и с силой хлопните по ней руками. Если сохранился рефлекс Моро, ребенок раскинет ручки с раскрытыми ладонями, после чего вернет их в исходное положение.
  2. Положите малыша на животик, а затем приложите ладонь к его ступням, создавая опору. Ребенок попытается ползти. Этот рефлекс должен угаснуть к 4–5 месяцам, чтобы замениться умением ползать самостоятельно, без всякой опоры.
  3. Проведите пальцами сверху вниз вдоль спинки малыша, отступив по 1 см справа и слева от линии позвоночника. Если рефлекс Таланта не угас, малыш изогнет спинку.
  4. Проведите пальцем сверху вниз по линии позвоночника. Сохранившийся рефлекс Переза заставит ребенка изогнуться и закричать.
  5. Прикоснитесь к ладони младенца игрушкой. Кроха должен не только сжать кулачок, схватив предмет, но и попробовать рассмотреть «добычу», потрясти ее или засунуть в рот. Такой интерес к схваченной вещице будет свидетельствовать о смене хватательного рефлекса произвольными хватательными движениями.

Если рефлекторные действия сохранились, врач назначит ребенку лечение: несвоевременное угасание рефлексов новорожденного говорит о неврологических патологиях.

Умения и навыки

Физическое развитие малыша происходит стремительно, поэтому к концу этого месяца ребенок овладевает следующими умениями:

  • перекатывается с живота на бок, иногда – на спинку;
  • лежа на спине, задирает ножки настолько высоко, что способен дотронуться ладошками до коленок или пальчиков ног;
  • лежа на животе, способен поднять голову и плечи и, опираясь на предплечья, в течение минуты удерживать головку;
  • умеет принимать сидячее положение, если родители подтянут его вверх за ручки (но присаживать кроху пока рано – его скелет еще недостаточно окреп);
  • может «стоять» на пальчиках ног и слегка подпрыгивать, если родители поддерживают его под мышки, однако удерживать собственный вес на выпрямленных ногах пока не в состоянии;
  • держит ладошки раскрытыми, складывает их вместе или засовывает пальцы в рот, хлопает руками по поверхности, способен удерживать предметы на протяжении 25–30 секунд;
  • хватает предметы ручками произвольно, когда захочет, рассматривает их, тащит в рот;
  • лежа на животе, пробует ползти: приподнимает заднюю части и двигает ножками;
  • хорошо различает цвета, видит объекты, находящиеся на расстоянии 3–3,5 м от глаз, с интересом следит за подвижными предметами;
  • неплохо различает звуки (особенно мамин голос), может отличить знакомый голос от незнакомого, реагирует на тихую ритмичную музыку покачиванием головы в такт, различает эмоциональную окраску звучащей речи.

Важное достижение этого возраста – появление произвольных движений. Это закономерное следствие угасания рефлексов, которое свидетельствует о том, что ребенок начинает контролировать собственное тело и координировать действия.

Упражнения для физического развития

  1. Чтобы ребенок научился переворачиваться с животика на бок, поднесите к его лицу яркую игрушку, а затем отведите ее вверх. Ребенок потянется за любопытной вещицей и сможет перевернуться.
  2. Если малыш не реагирует на игрушку, помогите ему совершить первый поворот: положите кроху на животик и слегка поверните его ножки таким образом, чтобы таз тоже повернулся. Младенец не сможет долго пребывать в столь неудобном положении и начнет поворачивать головку и плечи. Если вы немного поможете, он перевернется полностью.
  3. Чтобы ребенок начал ползать, положите его на пол и поставьте перед ним занимательную игрушку. Увидев интересную вещицу, кроха попытается приблизиться к ней и схватить в руки. Сделайте так, чтобы малыш смог удовлетворить это желание, иначе интерес к игре пропадет.
  4. Чтобы развить умение контролировать тело, прикрепите к ручке малыша звенящий колокольчик или бубенчик. Со временем кроха поймет, что определенные движения вызывают звон, и будет целенаправленно совершать их.
  5. Развивать ловкость пальчиков можно с помощью неширокого атласного шнурка. Вложите его в ручку малыша, дождитесь, пока он ухватится за него, а затем потяните за один кончик. Ребенку придется либо крепче ухватиться за шнурок, либо передвинуть пальчики.
  6. Присаживать кроху пока рано, но можно сосредоточиться на развитии мышечного каркаса позвоночника. Для этого кладите младенца на спинку, давайте ухватиться ладошками за ваши пальцы и медленно приподнимайте его вверх. Малыш будет тянуться за вами, постепенно принимая сидячее положение (угол подъема не должен превышать 45º).

Развитие младенца: что должен уметь ребенок в 5 месяцев? — читайте тут.

Показатели нормы роста и веса ребенка по месяцам, тут https://jliza.ru/rost-ves-po-mesyaczam.html.

Речевое развитие

Четырехмесячный малыш – настоящий болтун. Если раньше он использовал голос, чтобы привлечь внимание матери к собственным потребностям или выразить недовольство, то теперь он кричит и гулит ради удовольствия. Кроха радуется возможности производить различные звуки, повторяя их за взрослыми.

Лучше всего малышу удаются гласные «а» и «о», а также некоторые согласные («б», «п», «м»). Он еще не способен произносить слоги и слова, однако понять его речь можно: если мама внимательно прислушается к «разговору» младенца, она сможет определить его эмоциональное состояние.

Упражнения для развития речи

  1. Целенаправленно развивать речь пока не нужно: достаточно много говорить с ребенком, рассказывать ему сказки, истории из жизни. Чтобы малыш мог впоследствии связывать звуковой образ с визуальным, показывайте ему разнообразные игрушки или картинки и рассказывайте об увиденном.
  2. Наклоняйтесь над лежащим малышом и начинайте произносить звуки (сначала гласные, потом согласные). Ребенок, видя движения ваших губ, попробует им подражать. Вскоре он сможет повторять за вами отдельные звуки, а впоследствии – слоги и слова.
  3. Устраивайте перед ребенком импровизированные представления с участием тряпичных кукол. Содержание таких «пьес» не важно: главное – выразительная и эмоциональная речь. Наделяйте каждого героя индивидуальным тембром, высотой и громкостью голоса, чтобы малыш, слушая вас, учился с помощью звуков выражать свои эмоции.

Психическое развитие

О зрелости психики четырехмесячного ребенка говорят следующие достижения:

  • способность выражать эмоции – радость, обиду, страх, любопытство, досаду, удивление;
  • разная реакция на окружающих людей: при виде мамы малыш кричит, агукает, лепечет и улыбается, при виде незнакомого человека – замирает, плачет от страха;
  • появление любимых и нелюбимых игрушек: ребенок с радостным визгом хватает любимую вещицу, а нелюбимую возмущенно отбрасывает;
  • различение знакомых людей и незнакомцев (знакомыми считаются только те, кого малыш видит ежедневно и не успевает забыть);
  • проявление интереса к своему телу: кроха разглядывает свои пальчики, ощупывает лицо и волосы, тянет ножки в рот;
  • умение обнаруживать простейшие причинно-следственные связи: при виде материнской груди малыш замолкает и ждет кормления, а при виде протянутых к нему рук – напрягается всем телом, ожидая объятий.

К 4 месяцам кроха овладевает умением громко смеяться. Наклонитесь над младенцем, поулыбайтесь ему, пощекочите его тельце – и малыш ответит вам радостным хохотом.

Как не допустить задержки психического развития?

  1. Сейчас для ребенка важен постоянный контакт с матерью. Он должен ощущать ее любовь и заботу, должен слышать ее голос, рассказывающий ему об удивительных вещах из окружающего мира. Такое близкое общение – залог правильного эмоционального развития.
  2. В 4 месяца у малыша совершенствуется мелкая моторика, тактильные ощущения и осязание. Поэтому предлагайте ему как можно более разнообразный набор игрушек: подойдут пластиковые колечки, деревянные кубики, тряпичные куклы, плюшевые зверюшки. Особенно интересны ему будут игрушки-пищалки и музыкальные игрушки с кнопками: они совершенствуют не только тактильные ощущения, но и слух малыша.
  3. Играйте с крошкой в игры, подходящие для его возраста: «Ку-ку», «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона».

Режим дня

Еще совсем недавно большую часть времени кроха проводил во сне. Но в 4 месяца период бодрствования значительно увеличивается и достигает 9–10 часов в сутки. В ночное время малыш спит по 9–10 часов без пробуждений, а днем засыпает всего 2–3 раза.

Начинайте приучать ребенка к режиму: для этого укладывайте его спать в строго определенное время. Однако не препятствуйте, если малыш засыпает раньше установленного часа: когда кроха начинает зевать и отказываться от игры, несите его в кроватку.

В 4 месяца ребенок уже может засыпать самостоятельно, без присутствия родителей. Однако для этого он должен быть в отличном расположении духа. Чтобы успокоить малыша, положите его в постель и некоторое время постойте рядом с ним.

Кормление

Оптимальный способ питания для четырехмесячного малыша – грудное вскармливание. Если у матери хватает молока, прикорм вводить пока не обязательно. Если же младенец находится на искусственном вскармливании, то его меню можно разнообразить следующими продуктами:

  • овощными и фруктовыми соками (смешивайте несколько капель сока с водой и кормите получившейся смесью ребенка);
  • яичным желтком (разотрите ¼ желтка и разбавьте его привычной молочной смесью);
  • детским кефиром, творожком;
  • однозлаковыми кашами.

Все эти виды прикорма вводятся постепенно, небольшими порциями (по ½ чайной ложки). Если у ребенка появляется аллергическая реакция, продукт нужно сразу исключить из рациона.

Среднее количество кормлений в этом возрасте – 6–7 в сутки. Пища предоставляется по первому требованию.

Привыкание к новому типу питания приводит к изменению детского стула. Теперь опорожнение кишечника происходит не более 2–3 раз в день (при грудном кормлении) или 1 раз в день (при введении прикорма).

Четырехмесячный малыш – это неутомимый исследователь. Он уже привык к изменившимся условиям жизни, приобрел достаточно новых навыков и теперь готов активно применять их для изучения окружающего мира. Помогите своему любознательному крошке удовлетворить любопытство!

Что должен уметь делать ребенок 4 месяца? Возможные нарушения в развитии

Младенец быстро растет и меняется. Еще недавно он только ел и спал, а вот уже улыбается и активно двигается. Каждый месяц малыш приобретает новые навыки. И вот крохе 4 месяца.

Что должен уметь делать ребенок в этом возрасте часто интересуются неравнодушные родители. Это важно знать, чтобы быть уверенным, что малыш растет и развивается нормально.

Что должен уметь

В 4 месяца ребенок начинает меняться. Причем изменения касаются всех сфер: внешности, физического и психоэмоционального развития.

У малыша появляется много новых умений. Вот что должен уметь делать кроха в этом возрасте:

    • Хорошо узнает маму и других близких, кто за ним ухаживает.

При появлении мамы начинает улыбаться, радоваться, гулить. Если мама отходит, проявляет недовольство, ищет ее взглядом.

    • Различает знакомые голоса

Например, папа пришел с работы, малыш его услышал и радостно пищит.

    • На пятом месяце жизни развивается речь крохи.

Он активно лепечет на своем языке. Может произносить отдельные буквы или даже слоги;

    • Хорошо умеет брать в кулачок игрушку

Рассматривает ее, удерживает некоторое время.

    • Развиваются тактильные ощущения.

Ребенок все старается тянуть в рот.

    • Большинство детей в начале 4 месяца уже умеют переворачиваться со спинки на живот

А также поднимать корпус из положения «лежа на животе», опираясь на предплечья, а позже и на кисти.

Если в начале месяца этого умения еще нет, то к концу месяца оно, как правило, появляется.

  • Если четырехмесячного малыша поддерживая под мышки поставить на поверхность, то он хорошо упирается ножками, присаживается, пританцовывает;
  • Ребенок узнает свое имя, реагирует, когда к нему обращаются;
  • Узнает грудь или бутылочку, ждет кормления при их виде, поддерживает во время кормления.

Внешность четырехмесячного малыша также претерпевает изменения. Волосики, с которыми ребенок родился, меняются на новые, часто другого оттенка. Глазки малыша также могут изменить свой цвет, часто становятся темнее. Если при рождении у крохи были голубые глазки, они могут стать зелеными, серыми и даже карими, в зависимости от наследственности.

Не все детки развиваются одинаково. У каждого свой темп развития: одни детки более быстрые и в 4 месяца умеют гораздо больше, другие – наоборот, только начинаю приобретать необходимые навыки.

Рефлексы, эмоции и «речь»

В возрасте 4 месяца некоторые рефлексы новорожденного угасают. На их место приходят более осмысленные движения. Ослабевают и исчезают такие рефлексы:

    • Хватательный рефлекс новорожденного, который проявляется схватыванием и удерживанием младенцем предмета при касании к его ладони;
    • Рефлекс Моро. Его определяют различными приемами.

Один из них, ударить по столу, на котором лежит ребенок на расстоянии 15-20 см от него. Малыш при этом вскидывает ручки в стороны с разогнутыми пальцами, а затем вновь возвращается в исходное положение. Не стоит самостоятельно проводить этот эксперимент, чтобы не пугать ребенка;

    • Рефлекс Бабкина. При надавливании пальцем на возвышение большого пальца ладони младенца, открывается рот и сгибается голова.

Рефлекс повторяется на обеих ладонях. Если не проходит к 4 месяцам, то могут быть неврологические проблемы;

  • Рефлекс ползанья по Бауэру.

Ребенок лежит на животе и поднимает головку. При этом пытается ползти, так называемое спонтанное ползание. Если к стопам приставить ладонь, то ребенок отталкивается от нее. Это можно использовать как подготовку к выработке навыка ползания. В 4 месяца рефлекс угасает.

Больше всего родители радуются всплеску эмоционального развития малыша в этом возрасте. Ребенок к 4 месяцам очень любит общаться, часто улыбается близким людям, любимым вещам, смеется.

В психоэмоциональном развитии ребенка этого возраста можно выделить такие моменты:

    1. Малыш хорошо научился узнавать близких ему людей, которые за ним ухаживают.

Он радуется, когда видит их, смеется, просит внимания к себе. Особенно при этом он выделяет маму. Ребенок в этом возрасте очень тесно связан со своей матерью и тонко улавливает ее настроение.

    1. Незнакомые люди вызывают у четырехмесячного младенца настороженность.

Иногда он может заинтересоваться ими, но может и испугаться. Если знакомый человек сильно изменит внешность, то ребенок его не узнает.

    1. У ребенка активно развивается речь.

Пока он только произносит звуки, особенно гласные. Из согласных часто может произносить «м», «б», «п». Иногда получаются слоги из этих букв. Малыш любит гулить, «петь» и производит множество звуков.

  1. Если ребенку показать бутылочку или мамину грудь, то он уже знает, что последует кормление.
  2. Младенец в 4 месяца любит рассматривать игрушки и прочие предметы, может брать их в ручку, перекладывать из одной руки в другую.
  3. Ребенок уже способен испытывать такие эмоции как радость, любопытство, страх, обиду.

В этом возрасте ребенок по-новому учится смотреть на различные предметы, у него изменяется зрение и слух.

Следить за здоровьем и развитием ребенка на первом году жизни стоит особенно внимательно,
чем раньше вы заметите тревожные признаки, тем эффективнее будет лечение. Читайте далее – что должен уметь делать ребенок 6 месяцев

Возможно ваш малыш развивается немного по-другому, и вам актуальнее будет ознакомиться с тем, что должен уметь ребенок в 3 месяца

Зрение

Зрение младенца в этом возрасте уже связано с осмысленным восприятием предметов. Он различает своих близких, узнает себя в отражении зеркала. Малыш не только видит предметы, а и старается их запомнить. В 4 месяца ребенок уже умеет различать цвета. Он способен отдавать предпочтение определенному цвету игрушки.

Показывать ребенку игрушку лучше располагая ее на расстоянии 25 см. Так малыш способен ее рассмотреть.Если игрушку передвигать, то кроха уже будет следить за ее перемещением.

Можно заметить, что движения глаз ребенка хорошо скоординированы и синхронны.

Слух четырехмесячного малыша развит настолько, что он узнает голоса знакомых ему людей. Поворачивает головку в сторону звука. Малыши этого возраста любят слушать музыку, могут предпочитать определенную мелодию, хотя еще не различают многих тонов. Поэтому лучше, если мелодия будет простая и ритмичная. В этом возрасте дети любят слушать голос мамы или папы. Поэтому очень полезно разговаривать с ними, читать сказки, показывать и называть предметы. Ребенок постепенно будет повторять звуки.

Что должно насторожить

Не все малыши развиваются одинаково. Некоторые опережают сверстников, другие отстают. Поэтому если кроха не умеет выполнять что-то из того, что «должен» в этом возрасте, не стоит переживать. Со временем он всему научится. Однако есть ряд признаков, которые могут свидетельствовать о нарушениях здоровья ребенка. Поэтому их нельзя игнорировать. Насторожить родителей должны такие моменты:

  • Младенец не удерживает в руке предметы, не пытается взять их;
  • Не различает людей, никак на них не реагирует: не следит, не улыбается, не расстраивается, вообще не проявляет эмоций;
  • Даже не пытается переворачиваться на животик;
  • Когда лежит на животе, не старается подниматься, опираясь на ручки;
  • Не угасают рефлексы новорожденного.

В таких случаях лучше обратиться за консультацией к специалисту, чтобы вовремя обнаружить заболевание.

Уход за малышом 4 месяцев

Кормление

Для малышей, находящихся на грудном вскармливании, особых изменений в режиме кормлений нет. Ребенка кормят по требованию, контролируя объем съеденного, взвешивая ребенка. Если малыш хорошо набирает вес, то все нормально.

Объем смеси в сутки составляет 1/6 от веса ребенка. Это приблизительно 900-1000 мл.

Таким образом, порция на одно кормление составляет 150-170 мл смеси.

Если смеси недостаточно, врач может порекомендовать введение прикорма. Например, сок. Начинают с нескольких капель и постепенно увеличивают.

Режим дня

По-прежнему обязательны каждодневные прогулки. Можно гулять, когда ребенок бодрствует, знакомя его с новыми предметами. Также полезно для малыша спать на свежем воздухе.

Спит ребенок 4 месяцев два или три раза в день по 1.5-2 часа. Ночной сон малыша становится более продолжительным. Некоторые дети могут проспать всю ночь около 10 часов. Поэтому мама уже сможет лучше высыпаться.

Важно соблюдать режим сна и активности. Лучше приучить ребенка ложится спать в одно и то же время. Для этого и родителям необходимо соблюдать этот режим: утром не лениться рано вставать, чтобы часов в 10-11 снова уложить малыша спать. Вечером тоже ложиться пораньше, чтобы спать, когда спит ребенок.

Режим дня ребенка в 4 месяца выглядит приблизительно так:

Вес и рост

В этом возрасте ребенок продолжает интенсивно расти. Прибавка в весе может превышать норму. У детей этого возраста часто округляется личико, появляются складочки на руках и ногах. Окружность головы увеличивается и практически равна окружности груди. То есть пропорции тела ребенка приближаются к взрослым.

Мальчики в 4 месяца в среднем весят 6-8 кг при росте 62-66 см. Девочки – 5,5-7,5 кг с ростом 60-64 см.

Прививки

В возрасте 4,5 месяцев проводится очередная вакцинация АКДС, если первая прививка была в 3 месяца. Кроме того ребенка необходимо привить от полиомиелита.

Общение с малышом

В этом возрасте очень важно общаться и разговаривать с малышом. На прогулках пусть изучает окружающий мир. Показывайте ему цветы и деревья, собачек, кошек, птичек. Ребенку все очень интересно. Он получает удовольствие, узнавая новое. Если ребенок доволен, то он улыбается и смеется.

Малыш в 4 месяца с удовольствием общается с папой и мамой и другими близкими людьми. Он радуется им, «разговаривает» с ними, любит с ними играть. Но не стоит спешить приглашать для общения посторонних. Дети в этом возрасте с недоверием относятся к чужакам. Они могут хмуриться, сердиться и капризничать. Могут даже испугаться. Поэтому круг общения ребенка можно расширить позже, когда он будет к этому готов.

Ребенок в 4 месяца не любит оставаться один. Он, конечно, может некоторое время рассматривать игрушки, но не долго. Ему хочется быть в компании, чтобы его развлекали. Поэтому хорошо проводить с малышом больше времени: читать ему, петь, играть в игры, выполнять гимнастику, рассказывать потешки. Можно носить его по комнате и рассказывать обо всем вокруг. Это поможет развитию ребенка.

При кормлении малыш отвлекается на окружающих. Поэтому лучше, чтобы оно проходило в тишине.

Как помочь ребенку развиваться

Развитие каждого ребенка проходит по его индивидуальному графику. Однако можно ему помочь овладеть некоторыми навыками.

Если ребенок не умеет делать переворот со спинки на живот, то можно ему помочь. Для этого необходимо удерживая малыша за ручку и ножку аккуратно повернуть его на противоположный бочок и слегка подтолкнуть, чтобы он перевернулся.

Если ребенок уже может поворачиваться на бок, то можно положить на расстоянии яркую игрушку, пусть он потянется за ней и перевернется. Обычно детям нравится лежать на животе и подниматься на руках. Для стимуляции можно выкладывать рядом в игрушки, чтобы малыш играл в таком положении. Ежедневные упражнения помогут развиться необходимым навыкам.

Игры, общение с малышом, своеобразные разговоры с ним на его языке помогают развитию речи у ребенка. Прислушайтесь, что говорит малыш и повторяйте за ним. Постепенно и он начнет повторять звуки.

Так у ребенка развивается стремление к подражанию, в том числе и речи.

Игры и игрушки в 4 месяца

В 4 месяца ребенок начинает интересоваться игрушками. Однако не нужно спешить заваливать малыша ими. Достаточно несколько интересных ярких игрушек, которые ему будут интересны:

  1. Резиновая уточка или другой формы игрушка с пищалкой часто привлекает внимание малышей.
    Они постепенно учатся самостоятельно извлекать из нее звук. Пусть она будет достаточно мягкая.
  2. Хорошо иметь тканевые небольшие игрушки разных цветов.
  3. Они помогут развитию тактильных ощущений и изучению цветовой палитры.
  4. Пригодятся легкие погремушки, прорезыватели.
  5. Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка и быть безопасными.
  6. Помимо игрушек с ребенком можно играть в такие игры:
  7. Прятки. Мама закрывает лицо руками или прячется за кроватку и говорит «ку-ку», потом выглядывает;
  8. Ладушки. Хлопать ладошками ребенка и рассказывать при этом потешку;
  9. Можно показывать малышу «кукольный театр».
  10. Для этого мама показывает разные игрушки кошек, собачек и прочие и говорит за них;
  11. Рассказывайте ребенку различные стишки-потешки с движениями.

Например, мама показывает на ручки, потом на ножки, потом на животик и произносит такой стишок:

А где с кашкою живот?

Такой стишок развлечет ребенка и поможет изучить свое тело.

Возможные проблемы. Советы родителям

В 4 месяца у ребенка могут начать прорезываться зубы. При этом воспаляются десны, и малыш может стать капризным и беспокойным. Иногда на фоне прорезывания зубов может возникать повышение температуры, понос, насморк. В этом случае лучше обратиться к врачу.

Родителям четырехмесячных малышей рекомендуется:

    • Больше контактировать с ребенком

Помогать его развитию играми, рассказами, упражнениями;

    • Можно приобрести ребенку развивающий коврик со множеством специальных развлечений на это возраст;
    • Начинать закаливать малыша.

Для начала подойдут воздушные ванны до 10 минут и прогулки на свежем воздухе;

  • Мыть и кипятить игрушки, так ка в этом возрасте дети очень любят все пробовать на язык;
  • Обязательно выполнять водные процедуры ежедневно, можно добавить легкий массаж;
  • Развивать двигательные способности ребенка с помощью специальной гимнастики.
Читайте также:  Пирсинг носа по низким ценам сделать пирсинг носа в Москве - Classic Tattoo
Ссылка на основную публикацию
Что делать, если слезятся глаза
Почему слезятся глаза у пожилых людей Слеза — это одна из основных физических жидкостей. Именно слёзы сохраняют глаза в чистоте,...
Что делать если болит желудок — когда лечить в домашних условиях
Что принять при боли в желудке? Обзор эффективных препаратов Неприятности с животом: тяжесть, боли, вздутие часто беспокоят людей. Одни являются...
Что делать если болят мышцы после растяжки
Докачался: как восстанавливать связки после тренировки 11 мая 2018 Сплошь и рядом нарушается техника выполнения упражнений. А потом ноют да...
Что делать, если сосед психически нездоров и пироман CityTraffic
Pyroman Информационный портал Самарской области Новости Общество Право Что делать, если сосед психи­чески нездоров и пироман Об этом расска­зывает прокурор...
Adblock detector